Фильтры восприятия - это система установок, целей и неудовлетворенных потребностей, проходя через которые информация обретает свою интерпретацию и знаковость. Как это работает?
Например, человек задал нам вопрос: «как ты себя чувствуешь?» Здоровый, зрелый ответ на этот вопрос прямой «я себя чувствую нормально» или «что-то не очень». Тут мы имеем прямой вопрос и прямой ответ. Это так называемая прямая коммуникация, этот термин надо запомнить.
Ежели есть какие-то комплексы, неудовлетворённые потребности, негативные сценарии мышления или установки, то это вопрос может интерпретироваться не с точки зрения факта, как в прямой коммуникации, а с точки зрения того, что было пропущено через фильтры этих своих комплексов, неудовлетворённых потребностей, негативных установок. Человек может видеть в этом вопросе подвох и отвечать защищаясь, часто агрессивно, например, «а что я плохо выгляжу?», «смерти моей ждёшь?» или «тебе какое дело?» или ещё как-то подобно. Возникает напряжение, конфликтная ситуация. Особенно это заостряется когда спрашивающий этим хотел проявить заботу, с добрыми намерениями, а ему в ответ грубят. Конфликт и напряжение в отношениях.
Для прямой коммуникации, которая предпочтительна, важно отличать факты от интерпретации. Факт это конкретный вопрос «как ты себя чувствуешь?» Если отвечать по факту, я отвечаю «хорошо» или «плохо», конкретно отвечая на содержание вопроса. А если мы, ориентируемся главным образом на интонацию, выражение лица, на контекст, в котором этот вопрос задан, на свой опыт общения, то это интерпретация. Эта интерпретация как раз таки и осуществляется посредством упомянутых фильтров неудовлетворённых потребностей, комплексов, негативных установок.
Поэтому важно, когда мы отличаем факты от интерпретации в коммуникации, стараться опираться на фактическое содержание информации и отвечать на неё, это прямая коммуникация.
Тем не менее, мы не можем игнорировать невербальную коммуникацию в виде интонации, выражение лица с которыми задан вопрос. Не случайно по исследованиям А. Меграбяна только 7% восприятия ориентировано на содержание, 38% - на интонацию и 55% на зрительную информацию, выражение лица, мимику, пантомимику.
Также важен контекст, что это за ситуация, в которой был задан вопрос, после чего он был задан. Например, мы шли и я побледнел и замедлился или у меня из рук выпало чашка с кофе, и тут меня человек спрашивает «как ты себя чувствуешь?» То есть то, что предшествовало вопросу, было его причиной. Очевидно, что этим вопросом человек проявил заботу. Логично, что как на проявление заботы я на это отвечу. Ответ «не Ваше дело» здесь явно неадекватен, а вот ответ «не дождетесь» в качестве шутки, означающий как минимум «я контролирую себя», вполне нормален.
Если нас насторожил вопрос или мы не понимаем почему человек спрашивает, лучше всего задать уточняющий вопрос «почему Вы спрашиваете?» а не торопиться отвечать агрессивно. Как гласит китайская пословица «то, что начинается в гневе, заканчивается в стыде».
Продолжение следует.
Автор: Кошарный Александр Васильевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru