Отношения между людьми самый простой и самый сложный вопрос одновременно. Без умения налаживать контакты с людьми ничего в этой жизни не добиться, такова реальность.
Любая высокая и высокооплачиваемая должность подразумевает постоянное общение с людьми. На практике часто можно заметить, что больше платят даже не тем, кто умнее и профессиональнее в своей сфере, а кто лучше умеет налаживать контакты с людьми, кто активнее общается с руководством, с людьми из других организаций. При этом такой человек сам может многие вещи не понимать и не уметь и выступать лишь связующим элементом, между профессионалом своего дела и заказчиком работы или услуги.
Умея налаживать контакты с людьми, можно гораздо выгоднее обменять свой труд на деньги. Когда я был ведущим инженером, часто сталкивался с этой проблемой. Я мог разработать что-то очень нужно фирме, и мог ответить на все вопросы по своему проекту, даже на самые каверзные, но в подавляющем большинстве случаев у меня не получалось самостоятельно отстоять свой проект перед собственником фирмы.
Я часто наблюдал, как мои коллеги отстаивали, мягко говоря, провальные проекты, плохо проработанные, не доработанные, но отстаивали и получали "зелёный свет", а вместе с ним и дополнительные денежки. Мне же зачастую приходилось продвигать мои идеи через человека, который на тот момент был моим непосредственным руководителем. Вот он действительно мастер переговорного процесса, отстоять идею, выбить дополнительно финансирование, завязать контакты с другой фирмой, прикрыть, где-то отмазать - всегда у него это получается.
Чуть позже я возглавил целое подразделение, стал вращаться в кругах руководства фирмой, а помимо этого на мои плечи легли вопросы работы с клиентами и партнёрами, в том числе и с недовольными клиентами. Совершать звонки для меня стало настоящей пыткой, особенно когда знал, что в трубку я услышу всё, что о нашей фирме думает клиент и направление, куда мне следует идти (всем известное направление).
Что мне помогло
Во-первых это пример собственника фирмы. В этом плане он отличный человек, не смотря на свой статус и возможности, он никогда не зазнаётся и общается с ЛЮБЫМ работником фирмы, и не важно, это его заместитель или дворник - с каждым здоровается, каждый может ему задать какой-либо вопрос.
Разумеется, я могу в любой момент прийти к нему в кабинет по своим рабочим вопросам, да и не только по рабочим - никогда не откажет в приёме, хоть иногда и может выписать этих самых... по случаю. Есть у меня и его номер телефона, по которому также в любое время могу позвонить или написать в мессенджеры, абсолютно не возбраняется, ещё и сам перезванивает, если вдруг не ответит.
Побольше бы таких собственников фирм, жить было бы всем гораздо проще. Своим примером человек показывает, что все люди одинаковые и даже с миллиардером можно не только решать рабочие вопросы, но и обсудить рыбалку или футбол.
Во-вторых, мне нужно было не только самому общаться с партнёрами и клиентами, но и подключать к этому вопросу своих сотрудников, которые не только не умели этого делать, но ещё и все были новичками в фирме и не всегда хорошо понимали суть вопросов. Мне приходилось подсказывать, кому звонить, что говорить, к каким встречным вопросам быть готовыми. Это стало вселять в меня уверенность.
В-третьих. Действительно все люди одинаковые, меняется лишь место и ситуация. Каждый человек просто выполняет свои обязанности и не более того. В этом плане очень показательно, когда в фирму приходят новые люди. За время работы в фирме я познакомился с очень многими людьми, которые на предыдущих местах работы занимали серьёзные должности и к ним, как считалось, просто так не подступишься. Но вот человек, Станислав Евгеньевич, работает в одной очень серьёзной компании города и, как кажется, к нему "на козе не подъедешь", и вдруг он приходит работать в нашу фирму, узнаёшь его чуть лучше и это уже для тебя не Станислав Евгеньевич, а просто Стас, Стасян, с которым ты смеёшься над очередной выходкой коллег.
За любой должностью, за любым статусом, скрывается точно такой же человек, как и ты. Разница лишь в том, что этот человек отстаивает интересы своей компании или свои личные, которые не всегда совпадают с твоими.
В-четвёртых. Мне довелось очень много поездить по стране по работе, совершая поездки как к партнёрам, так и к клиентам. И эти поездки лишний раз доказывают, что все люди одинаковые, во всех регионах люди также общаются, интересуются, помогают - никакой разницы.
В-пятых. Никто не кусается и не бьёт за спрос. На обращение можно получить отказ, может придётся выслушать какой-то негатив или брань, но никто не побьёт и не покусает.
Что нужно для налаживания контакта с людьми
- Не бояться.
- Уметь представиться, чтобы человек сразу понимал, кто к нему обращается.
- Чётко обозначить свою цель. В идеале чтобы цель соответствовала интересам человека, ну или хотя бы не противоречила.
- Не пытаться давить на человека. Любое общение, особенно если оно происходит впервые, не должно начинаться с претензий и угроз, даже если Вы звоните человеку с целью предъявить претензию.
- Не пытаться выставить себя в лучшем свете или очернить других. К примеру, в нашей фирме запрещено говорить плохо даже о конкурентах.
- Не быть навязчивым.
- Относится к человеку с уважением.
- Практиковаться, изучать литературу. Не надо думать, что навыки приходят мгновенно. Придётся получить массу негативного опыта, отказов, прежде чем будет получаться устанавливать контакты.
Небольшая хитрость
Лучше всего оттачивать свои навыки общения с незнакомыми людьми в сетевых магазинах, где есть продавцы-консультанты, они заинтересованы в разговоре с Вами всегда, с удовольствием будут отвечать на Ваши вопросы. Достаточно посетить несколько таких магазинов и хорошенечко пораспрашивать консультантов по какой-либо вещи. Можно начинать и с коллегами с работы, которые занимают должности повыше, тут тоже не высок риск негатива. Нужно учиться не бояться подходить к незнакомым людям и начинать с ними диалог. Никто не укусит))).