В одной из прошлых статей я делала подробный анализ текста Сухомлинского. Тогда не было возможности найти ту самую версию текста, которая была на досроке, а сейчас подвернулась. Делюсь! Обязательно потренируйтесь в написании сочинения о воспитании, школе и учителях 🙏
(1)Мы расселись на траве. (2)Вот здесь и начинается наша школа; будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце.
(3)Дети притихли, очарованные красотой природы. (4)Между листвой висели янтарные гроздья созревшего винограда. (5)Детям хотелось попробовать вкусных ягод. (6)Будет и это, ребята, но сначала надо полюбоваться красотой. (7)Дети смотрят вокруг. (8)Кажется, что сад окутан зеленым туманом, как в сказочном подводном царстве. (9)Поверхность земли поля, луга, дороги — как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещенные деревья сыплются солнечные искорки.
— (10)Солнышко рассыпает искорки, — тихо сказала Катя.
(11)Дети не могли оторваться от очаровавшего их мира, а я начал рассказывать сказку о солнце:
— Да, дети, хорошо сказала Катя: «Солнышко рассыпает искры».
(12)Я рассказываю сказку и одновременно рисую её: на белом листе альбома рождаются фантастические образы: у золотой наковальни — два Кузнеца-великана, из-под железных молотков рассыпаются серебрёные искорки. (13)Слушают дети сказку, очарованные волшебным миром, и кажется, что они боятся нарушить тишину, чтобы не рассеялось очарованье. (14)Потом сразу засыпают вопросами: а что делают Кузнецы-великаны ночью? (15)Зачем Солнышку каждый раз новый венок? (16)Куда деваются серебряные искорки ведь сыпятся они на землю каждый день?
(17)Милые дети, обо всем этом я расскажу вам, у нас ещё будет много времени, а сегодня я угощу вас виноградом. (18)Ребята с нетерпением ожидают, пока корзина наполняется гроздьями. (19)Раздаю по две веточки: одну советую съесть, а другую понести маме, пусть и она попробует ягод. (20)Дети проявляют удивительную терпеливость: заворачивают гроздья в бумагу. (21)А меня беспокоит мысль: хватит ли этой терпеливости на всю дорогу от школы до дома? (22)Принесут ли Толя и Коля виноград матерям? (23)Нине я даю несколько гроздьев: для больной матери, для сестренки и для бабушки. (24)Варя берет 3 кисточки для отца. (25)Зарождается мысль: как только у детей будет достаточно сил, каждый ребенок заложит свой виноградник.
(26Я вижу: детям не хочется уходить. (27)Но они расходятся, прижимая к груди белые сверточки. (28)Как бы мне хотелось знать, кто из них не донесет виноград домой! (29)Но об этом спрашивать у ребят нельзя; если кто сам расскажет — будет хорошо.
(30)Вот и кончился первый день школы под голубым небом… (31)В ту ночь мне снились серебряные солнечные искорки, а проснувшись рано утром, я долго думал, что делать дальше. (32)Я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их. (33)Жизнь нашей школы развивалась из идеи, которая воодушевляла меня: ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. (34)Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. (35)Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.
(По В.А. Сухомлинскому*)
* Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — основатель «Школы радости», автор трудов «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю» и др., член-корреспондент Академии педагогических наук, заслуженный учитель СССР.
Текст оказался гораздо короче оригинала и предварительных версий: не получится раскрыть проблему роли учителя; остаётся, пожалуй, одна центральная проблема — Как следует воспитывать ребёнка? Как воспитать гармонично развитую личность?