Знаете ли вы что-нибудь про Парагвай? До поездки я не знал практически ничего. При подготовке - узнал несколько фактов. Парагвай - одна из двух стран в Южной Америке, не имеющих выхода к морю. Но это не мешает ему иметь военно-морской флот. Правда, единственный действительно крупный военный корабль Humaitá 1928 года постройки, реально принимавший участие в боях, превращен в музей и стоит на реке Парагвай в столице, Асунсьоне.
Парагвай, неожиданно, был одной из немногих стран, которые перенесли свое посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. И одна из немногих стран, имеющих официальные дипломатические отношения с Тайванем. Да, все дело в сильной зависимости небогатого Парагвая от США.
Да, вот еще вспомнилась песня Марка Кнопфлера - Postcards from Paraguay. Там, в общем-то поется о том, что Парагвай - отличное место, чтобы скрываться. То есть, название страны используется как символ удаленности от цивилизации и труднодостижимости. Действительно, все так и есть.
Опять же неожиданно, в совершенно не промышленном Парагвае, на границе с Бразилией, расположена одна из самых крупных ГЭС в мире, она же - самая большая в Южной Америке. Это ITAIPU Binacional, которая эксплуатируется совместно Парагваем и Бразилией. Она полностью обеспечивает электричеством весь Парагвай, и покрывает 20% потребностей Бразилии. Экскурсия на ГЭС из Парагвая - бесплатная. А по вечерам в выходные дни на ITAIPU устраивают целое светомузыкальное представление. Собственно, туда я и хотел попасть. На экскурсию надо записываться заранее через сайт, вас проверит служба безопасности (уж не знаю, что они там могут проверить).
Итак, осмотрев с утра водопады Игуасу, во второй половине дня я хотел попасть в Парагвай. Погода тем временем портилась, и когда я выходил из отеля с намерением пойти на паром, пошел дождь. Постепенно он усиливался, иногда превращаясь в настоящий тропический ливень.
Поездка была слабо спланирована, я смутно представлял как доберусь до Ciudad del Este (Города на Востоке, так бесхитростно называется второй по величине город Парагвая), а от него до ITAIPU еще километров 20. Еще меньше понимания было - как возвращаться обратно. Как вариант - перейти по мосту в Бразилию и найти там отель, чтобы утром отправиться в бразильский парк Игуасу. Большую часть вещей при этом я оставил в аргентинской гостинице, и номер там не сдавал.
"Паром же открытый, что ты творишь? Ты ж даже не знаешь куда там идти, причал далеко от города и денег местных у тебя нет" - крутились в голове мысли. Но предвкушение приключения победило, и вот я стою под узким навесом на пароме - единственный, кто ехал не на машине. Навес (это узкая полоска справа) почти не спасал от дождя.
Наконец, ведомые буксиром с громким именем Rey del Iguazu (Король Игуасу), мы отчалили.
Какая-то женщина на пароме продавала выпечку и фруктовые салатики. Купив у неё один, спросил на удачу, не поменяет ли она мне песо на парагвайские гуарани? Женщина согласилась и я стал обладателем ста тысяч гуарани, что примерно равно 14 долларам. Что ж, должно хватить добраться до города. И салатик был вкусный ).
Виды вокруг были мрачноватые. Заброшенный ресторан на бразильском берегу выглядел в дождь особенно депрессивно.
А вот и парагвайский берег:
Сойдя с парома, надо не забыть зайти в будку пограничника, поставить редкий штамп в паспорт. Местным это не требуется, потому что здесь свой аналог "Шенгена" - Mercosur. Получив штамп, я стал осматриваться. Кроме будок пограничников и таможенников, была еще автобусная остановка, выглядевшая совсем заброшенной, и дорога наверх. Кажется, придется идти до какой-нибудь более живой дороги. Но тут меня окликнул водитель старенького тойотовского фургончика: "Садись, подвезу куда надо". Что ж, кажется жизнь налаживалась. Я кое-как объяснил, что вечером мне надо на ITAIPU, а пока хотел бы побродить по городу. "Зачем? Там смотреть нечего." - удивился водитель. "Давай я тебя отвезу на водопады". "Какие водопады?" - говорю. Saltos del Monday! Оказывается, в Парагвае тоже есть свой парк с каскадом водопадов на реке Monday. К сожалению, парк оказался закрыт. "Так дождь же, нет никого, мы и закрылись" - сказала сотрудница, которую мой водитель тщетно упрашивал нас пустить. Пришлось ограничиться фоткой из окна машины.
- А получится сегодня вернуться в Аргентину часов в 11 вечера? - спрашиваю.
- Нет, паром ходит до 5. Потом только по мосту в Бразилию. Давай отвезу тебя лучше в гостиницу. Самая лучшая гостиница в городе, Convair.
- Хорошо, поехали, - быстро согласился я, испытывая большое желание переодеться во что-то сухое и снять наконец мокрые кроссовки.
По пути часто попадались лежачие полицейские.
- Oye, lomo de burro! - "Хребет ослиный" - так у нас их называют. А бразильцы называют lomada. - рассказывал мой новый знакомый Гермар.
Я полез в гугл-переводчик искать, как сказать "лежачий полицейский" по-испански. Гугл почему-то выдавал вариант un policia mentiroso - "лживый полицейский". Что ж, так даже смешнее. Сказал, что в России эти штуки называют un policia mentiroso, чем окончательно завоевал расположение парагвайца. Потом он лежачих полицейских только так и называл.
Договорились, что пока я отдохну в отеле, а в 8 вечера он за мной заедет. А завтра с утра отвезет на паром. Кажется, проблемы с логистикой разрешились.
Лучший отель "Города на Востоке" оказался неплохим и при цене около 40 долларов за сутки с завтраком меня целиком устраивал. Кое-как высушив кроссовки феном и переодевшись, я решил не торчать в номере, а пойти все-таки оглядеться в городе. Дождь тем временем закончился.
Сьюдад-дель-Эсте - сюда приезжают затариваться всяким барахлом, потому что здесь, на удивление, третья по величине в мире свободная экономическая зона. Основное занятие населения - торговля и контрабанда. Так Парагвай решил использовать близость к точке притяжения большого потока туристов. Поэтому в городе полно торговых центров и рынков. Но в пятницу вечером все уже было закрыто и оставалось только бродить по улицам.
В целом, смотреть там действительно нечего. Город основан в 1957 году, и какой-то интересной архитектуры тут нет совсем. Что-то среднее между Мексикой и Африкой, по моим ощущениям.
По городу ездят старенькие колоритные мерседесовские автобусы:
Единственный обнаруженный парк с памятником Chiang Kai Shek (тайваньский лидер) был обнесен забором и закрыт. Но вот он через решетку:
В городе, оказывается, большая община выходцев с Тайваня. А Тайвань оплатил в свое время строительство здания городской мэрии.
Напротив висели плакаты с требованием выравнивания оплаты труда и выплаты утраченного заработка. Рядом ютились в каких-то палатках бездомные.
Сделав небольшой круг по центральным кварталам, решил найти что-нибудь перекусить. С этим в Парагвае не очень хорошо. Если в Аргентине в любом месте можно найти вкусный недорогой стейк, то здесь - максимум бургер из микроволновки. Пришлось им и ограничиться. Пора было возвращаться к гостинице, где меня уже поджидал Гермар. Мы выдвинулись на ITAIPU.
По пути я пытался спрашивать Гермара про ГЭС, но быстро понял, что тот, хоть и очень ей гордился, мало что знал. Даже не смог сказать, когда она была построена. "Парагвайцы не любят работать. И учиться не любят. У нас много ферм, но владеют ими иностранцы - японцев много, китайцы, немцы".
По этническому составу в Парагвае, в отличие от соседних стран, большинство населения - метисы, то есть имеют индейские корни. И язык идейцев гуарани является государственным и используется здесь так же широко, как и испанский. Английским почти никто не владеет. По словам Гермара, язык гуарани сложный, но его учат в школе все. При этом есть разные диалекты, сильно отличающиеся друг от друга.
Вокруг ITAIPU создана целая туристическая зона. Помимо экскурсий на саму дамбу, здесь есть музей "земли гуарани", природный заповедник и оборудованная набережная. Так что провести там можно целый день. При этом выглядит все это совсем не по-парагвайски. Начинается все с "Центра посетителей", где нужно было зарегистрироваться на экскурсию (обязательно с паспортом):
Рядом улыбчивые местные торговали самодельными сувенирами:
Кстати, раньше в том месте, где сейчас дамба, тоже были водопады, почти такие же мощные как Игуасу.
Гермар решил пойти на экскурсию со мной - он тоже там никогда не был, и даже не знал, что такие проводят. Народу собралось довольно много, но территория там настолько большая, что все казалось немного пустынным. В результате на смотровую площадку ехало 10(!) больших автобусов.
Строить ГЭС начали в 1975 году, а закончили - в 1984. Сейчас её мощность - 14 ГВатт. Это третья по мощности ГЭС в мире. Но плотина здесь не такая высокая, как на Саяно-Шушенской ГЭС, например (196 vs 242 м). Хотя по мощности ITAIPU превосходит её больше чем в 2 раза, и турбин здесь в 2 раза больше (20 vs 10).
Вечерняя иллюминация под величественную музыку, конечно впечатляет. Сделано хорошо.
Шестиэтажное здание управления на фоне дамбы и турбин выглядит миниатюрным.
На смотровой много плакатов с информацией о строительстве ГЭС и её конструктивных особенностях. Все довольно познавательно и понятно, на английском тоже есть подписи.
Все действо длится недолго, где-то полчаса. Потом всех рассаживают по автобусам и везут обратно. Уезжали мы где-то в 10. "Может заедем в кафе?" - предложил Гермар, - "я знаю одно отличное кафе, можно съесть пиццу. Оно дороговатое, но за качество надо платить". Я был не против. Отличное кафе оказалось простой пиццерией, где самая большая пицца стоила около 5 долларов. Мы заказали пиццу и пиво, и какая же это была подача! Вот так мне пиво не приносили нигде:
Гермар разговорился и рассказал все про свою семью. У него 8 сестер и 3 брата. Несколько сестер уехали в Испанию, несколько - в Аргентину. Еще сколько-то живут здесь же. Насколько я понял, здесь работает только он. Есть уже взрослая дочь, которая держит парикмахерскую. "Мы все живем на одной улице, все дома рядом". Гермар, казалось, был очень доволен своей жизнью. "Я люблю Парагвай. Я был в Бразилии, в Аргентине, но мой дом здесь".
На следующее утро Гермар заехал за мной в 8. Надо было успесть на первый паром. Вечером мне пришли SMS, что мой рейс перенесли на 2 часа раньше, и я понял, что бразильский парк Игуасу окончательно отменяется. Гермар угостил меня своим мате - термос у него был практически встроен в торпедо машины, а калабас, как и сам мате с кучей каких-то добавок - просто прекрасен:
Вокруг просыпалась уличная торговля:
У нас оставалось время заехать на смотровую площадку, которую я вчера видел с реки. Погода с утра была отличная, и те же виды смотрелись совсем по-другому.
Паром ждал буксира, и время, судя по всему, у меня еще было.
Наконец мы спустились к причалу. "Сколько ты мне собираешься дать?" - только сейчас спросил Гермар. "100 долларов - ОК?". Кажется, Гермар был очень доволен. Я тоже.
Купив билет и получив вторую парагвайскую печать в паспорт, я погрузился на паром. Сегодня вдалеке было даже видно бразильский город - Фос-ду-Игуасу и второй строящийся мост между странами.
Паром плыл медленно, против течения входя в реку Игуасу.
И, наконец, опытный капитан швартуется к причалу международного терминала Пуэрто-Игуасу:
Девушка на паспортном контроле долго считала и пересчитывала аргентинские штампы в моем паспорте. "Даже хорошо, что в Бразилию сегодня уже не поеду", - подумал я - "в следующий раз могут и не сосчитать".
Я добежал до гостиницы и кое-как собрал чемодан. Успел до 12 освободить номер и пошел есть свой последний аргентинский стейк в этой поездке. Следующие 3 ночи мне предстояло провести в самолетах и аэропортах.
#южная_америка#парагвай#сьюдад_дель_эсте#итайпу#itaipu#paraguay