В предыдущей серии, немецкой снайперской группой была уничтожена рота солдат НКВД, хотя в подразделениях НКВД служила по сути элита вооружённых сил СССР. К тому же стоит заметить, что в войсках НКВД хватало и своих опытных снайперов. Особая практика использования снайперов бытовала в то время в войсках НКВД. После тренировок и специальной подготовки «сверхметкие стрелки» выезжали на боевую стажировку в действующую армию. Такие снайперские команды обычно насчитывали от 20 до 40 человек, срок командировки – от 10 дней до месяца.
Таким образом, значительная часть личного состава не только получала специальную подготовку, но и проходила обкатку в реальных условиях передовой. Например, в 23-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог за годы войны подготовлено 7283 снайпера, все они прошли боевую стажировку.
В докладной записке «О боевой деятельности снайперов войск НКВД СССР по охране важных предприятий промышленности за период с 1 октября 1942 г. по 31 декабря 1943 г.» говорится:
«…Части войск за истекший период прошли практику в боевых порядках действующей Красной Армии, причем некоторые из них по 2–3 раза. В результате боевой работы снайперами войск уничтожено 39 745 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, сбит самолет противника и уничтожено 10 стереотруб и перископов. Потери наших снайперов: убито 68 человек, ранено 112 человек».
Вот эпизод из боевой работы старшего лейтенанта А. Хованского, командира группы снайперов 51-го полка войск НКВД по охране железных дорог. Однажды, зайдя в ДЗОТ, Хованский через оптический прибор заметил вдалеке поблескивающую каску. Убедившись, что это неприятельский снайпер, старший лейтенант прицелился и выстрелил: враг повалился. Но в тот же миг в амбразуру ДЗОТа ударила разрывная пуля. Еще через секунду возле уха старшего лейтенанта просвистела вторая пуля.
Хованскому стало понятно, что где-то прячется второй немецкий снайпер. По-видимому, в задачу его входило работать на пару с только что убитым. Тактика же этих двух немецких «волков» состояла вот в чем: первый немец дразнит, вызывая на себя огонь нашего скрытого снайпера, а второй тем временем с фланга бьет по нашему стреляющему снайперу. После того как Хованский обнаружил сразу двух немецких снайперов, оставшийся в живых удрал. Хованский тоже сменил позицию.
Смена позиции – большое дело в практике снайперской стрельбы. Это предохраняет от потерь и затрудняет наблюдение вражескому снайперу. Во втором случае Хованский решил выйти на охоту ночью. На этот раз он действовал в паре с другим снайпером-наблюдателем. Ночь была светлая, ориентироваться по вспышкам вражеских выстрелов трудно, пришлось отложить дело на вторую ночь.
После нескольких часов пристального наблюдения от напряжения стали слезиться глаза, Хованский выследил приблизительное местонахождение замаскировавшегося в кустах немецкого снайпера. Место второго снайпера обнаружить было труднее. Хованский пошел на хитрость. Он попросил нашего пулеметчика дать короткую очередь правее кустиков, метров двадцать в сторону от предполагаемого логова немецкого зверя.
Пулеметчик выполнил это.
Первый немецкий снайпер тотчас же сделал ответный выстрел, может быть, принимая стрелявшего пулеметчика за снайпера. Слабая вспышка выстрела дала возможность Хованскому точнее, чем прежде, определить местонахождение первого немца. Но совсем точно цель поймать было еще нельзя: темнота скрадывала всякие ориентиры. Хованский попросил пулеметчика дать еще одну очередь. На этот раз последовало два выстрела. Стреляли первый и второй неприятельские снайперы. Причем их пули влепились в щиток пулемета. Хованскому этого было достаточно.
Зная еще по первому эпизоду, что немецкие снайперы действуют на пару и располагаются друг от друга приблизительно метрах в десяти, он следил за указанным отрезком траншейной линии и отчетливо различил на этом расстоянии вспышки выстрелов. В темноте нелегко угодить прямо в цель. Понадобилось еще несколько выстрелов, прежде чем Хованский, точно нащупав первого немецкого снайпера, покончил с ним.
Но второй не давался. Он лежал, по-видимому, удобно устроившись, уверенный в полной своей безопасности. Хованский выстрелил трассирующей пулей. Это подействовало на психику немца. Поняв, что он обнаружен, а его напарник молчит, следовательно, убит, враг поспешил переменить позицию, Хованский заставил его еще раз ее сменить, до самого рассвета тревожа немца и не давая ему возможности замаскироваться.
Утром, несмотря на усталость, Хованский не ушел. Он продолжал упорно охотиться за немецким «волком». Поднялось солнце. Оно било в глаза немцу, мешая ему наблюдать, и раздражало его. Он в третий раз сменил свою позицию и стал обстреливать место, где скрывался Хованский. Хованский молчал.
После этого гитлеровский снайпер (он был в чине офицера), уверенный в том, что ему удалось наконец подстрелить русского снайпера, соскользнул в траншею. Здесь он выпрямил свою онемевшую за ночь спину и сразу же получил в висок меткую пулю.
Вывод, который позднее сделал Хованский из этого эпизода охоты за фашистскими снайперами, заключен в следующем: надо не давать вражескому снайперу замаскироваться, прочно осесть в своем укрытии. Надо все время его тревожить, заставляя чаще менять позицию, и этим обстоятельством искусно пользоваться для стрельбы по переползающему врагу.
В фильме же, солдаты НКВД выступили как мальчики для битья, которых десять немецких снайперов, высунувшись в полный рост в окна, уничтожили за две минуты. Вот это я понимаю, отличная была боевая подготовка у солдат НКВД. Ну и так как у майора НКВД не оказалось под рукой снайперов, то для ликвидации вражеской снайперской группы, спешно вызвали сослуживцев Яшина, которые так удачно оказались буквально рядом.
Наступает вечер, Маша приходит в себя, видит лежащие рядом трупы. после чего движется в глубь подвала. Так она будет бродить по длинному подвалу практически до самого конца этой серии в поисках выхода.
В это время, Михайловский осматривает в лаборатории ракету, Хамерболь предлагает ему выпить чашечку бразильского кофе. Пока советский инженер пьет кофе, Хамерболь ему рассказывает, что они работая вместе с Фон Брауном, мечтали что их ракеты бороздили просторы космоса, Летали на Луну, Марс или куда подальше.
За эти мечтания они угодили в Гестапо, откуда их потом с трудом вытащили и дали возможность работать, но теперь для них все закончилось. Михайловский говорит немецкому инженеру, что ему надо просто сдаться и он продолжит свою работу уже в Москве, и сможет увидеть результаты своих трудов.
Но Хамерболь отклоняет предложение Михайловского, после чего говорит, что ему удалось в лаборатории устранить проблему с наведением ракеты на цель, единственное что он не может, так это проверить свою ракету на практике, но он рад этому.
В это время, группа советских снайперов в маскировочных халатах, движется в сторону замка. Оставив двоих членов группы у дерева, Яшин со Стариком прошли немного дальше, после чего остановились и начали осматривать окрестности и засекли две позиции снайперов. Яшин так вообще засек немца потому, что тот высунувшись из окна закурил.
Сделав по выстрелу во время колокольного звона, Яшин со Стариком ликвидировали две цели. Убив двух немцев, группа снайперов из четырех человек, продолжила двигаться к замку. В это время Карл Кляйст сидя за столом, ставил метки на свои пули.
К нему подходит Берта и спрашивает у него, как погибла его жена, он ей говорит, что его жена погибла в Берлине во время бомбежки. Берта ему говорит, что она не понимает, что они тут вообще делают, им надо отсюда свалить, желательно в Аргентину, иначе они тут погибнут.
На это Карл говорит Берте, что они никому не будут нужны в Аргентине, без документации на эту ракету, которая находится у Хамерболя, который в свою очередь эту документацию от них прячет. Это что же получается, что целью немцев является документация на ракету? Так в чем проблема, взрывайте ракету, хватайте Хамерболя с документами под мышку и вперед в Аргентину. Что мешало им раньше сделать все это, до того как замком заинтересовались русские?
Карл говорит Берте, что им надо выиграть у судьбы еще сутки, после чего все у них будет и Аргентина тоже. Ну а пока Карл велит Берте проверить, где там находятся остальные, потому что он уверен, что сегодня русские попытаются захватить лабораторию.
Тем временем русские подобрались уже вплотную к замку, Яшин выглянув из-за угла, засек позицию снайпера
И тут внезапно появляется невероятно тупой майор НКВД, который во весь голос начинает орать: "РЕБЯТА Я ЗДЕЕСЬ". Разумеется то, что тупой майор не скрываясь идет в полный рост, да к тому в полный голос орет, привлекло внимание немецкого снайпера.
Немец разумеется по нему выстрелил, но промазал, потому что Осипову вовремя крикнули, чтобы он ложился. Ну а по звуку выстрела, Яшин определил позицию еще одного немецкого снайпера, ну а тупой майор залег.
Ну а дальше Яшин до трусов разделся, на глазах у майора достал из кармана крестик, поцеловал его, положил обратно в мешочек, и полез с винтовкой в воду. Тупой майор хотел там что-то вякнуть по поводу крестика, Но вовремя промолчал. Старик не раздеваясь, занял позицию на берегу.
Балагур сняв маскировочный халат, изображая пьяного вылез на открытое пространство, По нему пальнул снайпер с балкона и промазал, потому что русский шустрым оказался успел пригнуться и скрыться из поля зрения под стенкой.
Потом он опять вылез на открытое пространство, но за секунду до выстрела, нырнул за так удобно лежащие рядом с замком мешки, так что немец вновь по нему промазал. Балагур в третий раз повторил то же самое, на этот раз немец не выдержал и вышел прямо на балкон, где его и достала пуля Старика. В это время Яшин снял снайпера занявшего позицию под мостом.
В то же самое время Маша бегает по подвалу в поисках выхода, но вместо выхода она наткнулась на лабораторию с ракетой, где Хамерболь сжигает всю документацию, а Михайловский продолжает его уговаривать.
Там в же лаборатории находится и Карл, который недоволен тем, что профессор сжег бумаги, на что Хамерболь ему сказал, что вся документация у него в голове и что к взрыву все приготовлено. Опять же не ясно, что до этого мешало немцам, уничтожить документацию и взорвать ракету. Чего они все это время медлили? Чего они ждали? Так и хочется заорать, ЧЕГО ТЫ ЖДЕШЬ.
Михайловский пытается отговорит профессора от уничтожения лаборатории, карл наставляет на русского пистолет. Но профессор говорит ему, что он хочет убить русского самолично, Карл дает пистолет ему. И тут за секунду до выстрела, в лабораторию прибегает Берта и говорит что русские пришли.
Немцы убегают из лаборатории, Карл говорит профессору, что он за ним еще вернется, А пока что он останется здесь с Михайловским. В это время русские проникли на территорию замка, Яшин убивает одного немца метнув в него ножик. Ну а дальше идет зачистка замка от немцев, при этом пока что у наших все шло успешно, пока они не начали тупить и по одиночке гибнуть.
Молодой зачем то полез спасать тупого майора, который подошел к окну, как раз под снайперский выстрел. Так вот, Молодой тупого майора вовремя оттолкнул, но сам получил из-за него пулю в спину. Да, Балагур до этого заминировал позицию снайпера, который застрелил Молодого, но подорвал он его, после гибели товарища.
Кстати, немцев оказалось гораздо больше чем предполагал Яшин. Четверных немцев наши убили на подходе к замку, одного Яшин заколол во дворе, двоих убили из винтовок в самом замке, двоих взорвали, одного пристрелил тупой майор из автомата, итого уже десять. Одиннадцатого убил сам Кляйст, чтобы он не попал в плен к русским. Двенадцатого фрица убила Маша, стукнув его по голове камнем.
Ну а наши продолжают по тупости гибнуть. Старик расслаблено, в полный рост, неспеша спускался по лестнице и схлопотал пулю от самого Кляйста. Тем временем, тупой майор, отстреливаясь из автомата, замочил еще троих фрицев, еще двоих немцев убило взрывом мины, которую подорвал Балагур.
Дальше они пошли уже вдвоем, до определённого момента, пока по классике жанра не решили разделится.
Балагур погиб не менее глупо чем его товарищи. Он нацелил винтовку на немецкого снайпера, увидел что это баба, этому обстоятельству ну очень так удивился, опустил винтовку, Берта застрелила его из пистолета. Саму же Берту застрелил майор из автомата. Из наших снайперов в живых остался один Яшин, из немцев только Кляйст, остальные немцы закончились.
Хотя нет, остался еще профессор Хамерболь, который видимо поддался на уговоры Михайловского и разминировал ракету. Тут в лабораторию ворвался тупой НКВДшник, так что чуть и этот немец не закончился, но Осипова остановил Михайловский.
Советский инженер предлагает немцу сдаться и пойти за ним, но Хамерболь предпочитает выпилиться самостоятельно, пустив себе пулю в голову. Посмотрев на труп профессора Осипов с Михайловским покидают лабораторию.
Тем временем, случилось чудо, Маша нашла наконец выход из подвала и выбралась наружу, где она тут же попала на мушку Кляйста, который угрожая её убить, выманивает Яшина на открытое пространство. Яшин выходит и в ковбойским стиле убивает злодея, стрельнул по детонатору из пистолета. Фильм заканчивается на том, как Маша обнимается с Михайловским, а Яшин уходит в закат.
Ну что вот фильм и закончился, так что по традиции можно подводить итоги. До определённого момента с фильмом было все в порядке, кода действие происходило в Сталинграде. И если бы дальше события разворачивались только вокруг будней советских снайперов в Сталинграде, то из картины получился бы наверное крепкий середняк, снятый в Голливудском стиле.
Но со второй серии, кода действие перенеслось в Восточную Пруссию, все пошло наперекосяк, зачем то в фильме появилась немецкая вундервавля, за которой стали охотятся. Появились немцы, которые по непонятной причине долгое время торчали в замке, с непонятной для зрителей целью, пока их всех не перебили.
Не обошлось в этом фильме и без невероятно тупого сотрудника НКВД, который мешал, путался под ногами да к тому же стал причиной гибели сначала роты солдат НКВД, а потом из-за него погиб и советский снайпер. В общем, к просмотру это кино, я не рекомендую.