За последние два года ранее дружественная Финляндия предприняла неоднократные попытки всячески навредить России, несмотря на собственные убытки. Так были закрыты пограничные переходы, запрещено железнодорожное и авиасообщение с нашей страной. Теперь финны взялись за Сайменский канал и решили приостановить на неопределенный срок проход по каналу российским прогулочным судам и закрыть морские пограничные пункты.
Чем же так ценен этот канал? Он соединяет финское озеро Сайма с российским Выборгским заливом. Канал был спроектирован и построен в середине 19-го века Российской Империей, во времена, когда Финляндия была ее частью, изначально предполагался как основная водная артерия доставки древесины и стал крупнейшим судоходным каналом того времени.
Масштабы грузоперевозок были довольно внушительными, позже развилась и туристическая инфраструктура, аристократия и богема с удовольствием строила на берегах живописного канала дачи, появились гостиницы, беседки и смотровые площадки. После распада Российской Империи и отделения Финляндии от России, канал оказался на территории двух стран, в связи с чем и было принято решение о заключении договора аренды Финляндией части Сайменского канала у России.
До 2022 года судоходство по Сайменскому каналу было весьма оживленным, ежегодно по нему проходили около тысячи грузовых судов и сотни туристических катеров. Строительство и последующая серьезная современная реконструкция Сайменского канала обеспечили Финляндии доступ н мировой экономический рынок и способствовали развитию экономики и туризма на юго-востоке страны.
- 24 февраля 2022 года Российская Федерация объявила о начале Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Евросоюз и страны коллективного Запада попытались задушить экономику России всевозможными санкциями, которые коснулись и функционирования Сайменского канала. Финляндия хоть и платила аренду (1,22 миллиона евро в год), но при этом активно вела переговоры о вступлении страны в НАТО.
- Финляндская сторона арендует у России участок протяженностью около 20 километров российской части канала и прилегающие к нему территории. Изначально договор аренды, заключенный еще при Советском Союзе, действовал до 2063 года на максимально выгодных для Финляндии условиях, но учитывая реалии настоящего времени, в частности вступление Финляндии в НАТО и постоянное желание нанести хоть какой-то урон экономике России, в Государственной Думе была выдвинута инициатива по денонсированию действующего договора.
По действующему договору, проход по Сайменскому каналу военных судов был запрещен, но теперь существует вероятность появления там судов Альянса, что совсем не устраивает российскую сторону.
Денонсация арендного договора по Сайменскому каналу может принести Финляндии колоссальные финансовые потери, ведь другого способа сообщения озера Сайма с Балтийским морем у них нет.
Финский журналист Хейсканен высказался по поводу возможного денонсирования договора по Сайменскому каналу, отметив, что вполне логично, что у России заканчивается терпение после всего того, что натворила Финляндия за последние два года, растоптав и уничтожив добрососедские и взаимовыгодные отношения с нашей страной. Пустой Сайменский канал никому не интересен, туристический рынок в упадке, грузоперевозок нет. По его словам Финляндия постепенно превращается в захолустье.
Пока неясно, закончится ли инициатива депутатов Государственной Думы реальной денонсацией договора по Сайменскому каналу, но можно сказать, что первые шаги к этому уже сделаны.