Снизилось качество учебников. Порой странные задания, ошибки, непоследовательность в изложении материала, заумные, если не сказать хуже — корявые правила и определения, упрощённые или, наоборот, усложнённые задания, сомнительные утверждения, искажённые факты — много ещё чего можно добавить к перечню издержек современных учебников.
Ещё в январе президент Российской академии наук Геннадий Красников пожаловался Владимиру Путину на то, что РАН с 2018 года не допускают до экспертизы учебников. Проводить экспертизы стала Российская академия образования. Качество учебников настолько упало, и учебники стали настолько хуже, что для спасения отечественного образования и науки требуется нормальная экспертиза школьных учебников.
Однако, в конце апреля Геннадий Красников заявил, что "идет сильнейшее сопротивление введению экспертизы по учебникам". С чьей стороны идет это "сопротивление", сказано не было.
И вот читаю новость, что В Госдуму внесен законопроект об обязательном участии Российской академии наук (РАН) в экспертизе школьных учебников. "Наконец-то! Ура! Может быть, прекратится это безобразие, в том числе и с учебниками английского языка ", — подумала я. Потому, что давно пора! Вот несколько самых безобидных ляпов из учебников:
Авторами инициативы выступил ряд сенаторов, в том числе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее мнению, этот момент необходимо зафиксировать в законе.
«Что касается учебников, конечно же, при всем уважении к авторам - я не буду называть фамилии - без экспертного мнения, научного мнения Академии наук, я считаю, что особенно такие учебники, как по истории и другие, и даже по математике, не должны выходить в свет без штампа "Академия наук одобряет", - сказала Матвиенко на заседании Совфеда.
...Мы на них воспитываем целые поколения школьников», – резюмировала глава верхней палаты парламента.
В школе закладываются основы всех знаний, фундамент науки. Владимир Путин всецело поддержал предложение РАН о возобновлении проведения научной экспертизы учебников. Он и поручил вернуть это право РАН.
Кто-то упирался, сопротивлялся... экспертизе. Но Валентина Матвиенко призвала выяснить, "кто упирается".
"Кто, заинтересованный в качестве учеников, может отказываться от возможностей Академии наук? Это какая-то местечковость, или как ее по-другому назвать", - недоумевает она.
Автор материала издания "Накануне" Евгений Чернышёв приводит пример:
Современные учебники порой немыслимо усложняют простейшие правила. Так, в советских учебниках правило написания согласных в корне слова формулировалось примерно так: чтобы проверить согласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный (гриб - грибы и т.д.). В современном учебнике по программе "Школа России" правило написания безударных гласных звучит так: чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным звуком, надо или изменить слово, или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком [н]. Запомнить второкласснику это правило в данной формулировке едва ли возможно.
Думаю, что не только учителя, но и родители не раз сталкивались с бестолковостью учебников, с ошибками, непоследовательностью в изложении материала. А что уже говорить о самих школьниках! Да об этом стоит написать отдельную статью: "Самые курьёзные ошибки в школьных учебниках", например.
Современные учебники написаны чересчур сложным языком, а иногда, наоборот, простоватым, упрощённым языком, и это, в свою очередь, сказывается на качестве преподавания.
Всё не так просто с учебниками, однако. Это большой бизнес и монопольный рынок. Получится ли у РАН как-то исправить ситуацию в лучшую сторону? Тот ещё вопрос. Ведь и до 2018 года было полно абсурда и нелепых ошибок в учебниках. Посмотрим!
Всем моим читателям большое спасибо! Поздравляю вас с большим праздником - Днём Победы! Желаю мира, добра и благополучия!