Найти тему
Eurasia Daily

Потуги Макрона и стратегическая неопределенность для Запада

Президент Франции Эммануэль Макрон еще в феврале предложил концепцию стратегической неопределенности в отношении России. Суть ее в том, что у коллективного Запада не должно быть никаких ограничений ради победы Украины. Несмотря на то, что большинство западных политиков, включая канцлера Германии Олафа Шольца, президента США Джо Байдена и Йенса Столтенберга, отвергли подобный подход, все-таки нашлись политики и эксперты, которым данная идея понравилась.

Замысел тех, кто продвигает данную концепцию, понятен: заставить руководство России ограничить действия армии, ведь в Москве не будут знать, как на успехи русских войск отреагирует Запад. Так, Макрон допустил отправку войск НАТО на Украину в случае прорыва фронта ВСУ русской армией. Ранее он делал заявления о том, что возможно придется отправлять французские войска, если будет угроза падения Киева или Одессы.

О вероятности отправки войск США на Украину в случае поражения киевского режима заявил также лидер демократов в Конгрессе США Хаким Джеффрис. Хотя, безусловно, натовские солдаты на Украине уже есть, сейчас они прикрываются статусом «наемников» или «советников». В СМИ пишут,что солдаты французского иностранного легиона прибыли в Славянск (город является частью ДНР, но сейчас под контролем Киева). Также в интервью Financial Times премьер Литвы Ингрида Шимоните заявила, что ее страна в рамках «тренировочной миссии» готова отправить на Украину около 20 тысяч солдат. По информации издания, разрешение парламента Литвы у премьера для этого есть.

В одном ряду с заявлениями об отправке западных солдат на Украину стоит и комментарий главы МИД Британии Дэвида Кэмерона о том, что Украина может использовать поставляемые ей британские ракеты для ударов по любым точкам на территории РФ. До этого на Западе говорили, что западное вооружение киевский режим может использовать только на территориях, которые США и ЕС признают украинскими. То есть ракетные удары западными вооружениями наносились по новым регионам России. Для ударов по другим субъектам федерации формально используются артиллерия, техника, ракеты и беспилотники местного производства, или из советских запасов, хотя корпусы дронов украинские, а «начинка"западная.

Был и отход от этого правила. Например, на вооружении украинских террористов, которые в 2023 году совершили рейд на территорию Белгородской области, были бронемашины американского производства International MaxxPro. Но в целом западные политики, по крайней мере на словах, выступали против использования их систем вооружения на территории «старых» регионов России. Поэтому заявление Кэмерона на этом фоне является стремлением к эскалации конфликта.

Официальный ввод западных армий на Украину или удары натовскими ракетами по стратегическим объектам в России может привести к очному противостоянию РФ с НАТО. Когда западные политики делают подобные заявления или, как в 2022 году, призывают к стратегическому поражению России, создается впечатление, что они забывают главное. Они имеют дело с государством, у которого самый большой ядерный арсенал в мире. На Западе и на Украине многие уверены, что Россия никогда не применит ядерное оружие. Например, об этом много раз заявлял глава майданного режима Владимир Зеленский. Ряд западных экспертов уверены, что Россия не пойдет на это из-за позиции Китая и Индии, которые против использования ядерных вооружений в конфликте. Однако, как это часто бывает, все зависит от ситуации.

Пекин выступает против применения ядерного оружия в конфликте Россия—Украина, а вот как он будет смотреть на этот вопрос в случае войны России с НАТО — большой вопрос. В отличие от Запада, КНР не нужно стратегическое поражение России, ведь в Поднебесной не могут не понимать,что в этом случае Китай станет следующей жертвой западных хищников. У Китая есть экономическая мощь, но относительно маленький ядерный арсенал. Без поддержки России он будет очень уязвим в случае вооруженного конфликта с коллективным Западом.

Кроме того, если Россия окажется перед лицом глобальной угрозы, сомнительно, что Москву будет интересовать мнение Пекина и Дели. Зампред Совбеза и экс-президент России Дмитрий Медведев в феврале в своем телеграм-канале написал:

«Если США хотят поражения России, то мы вправе защищаться любым оружием, включая ядерное».

Президент РФ Владимир Путин еще в 2018 году задался вопросом:

«А зачем нам такой мир, если в нём не будет России?».

Ответ российской власти на заявления Макрона и Кэмерона выглядит очень логично. В МИД РФ были вызваны послы Франции и Великобритании. Представителю Парижа была вручена нота, в которой сказано:

«Попытки французских властей создать своими безответственными заявлениями о возможной отправке западных воинских контингентов на Украину некую стратегическую неопределённость для России обречены на провал».

А дипломат с туманного Альбиона был предупрежден, что в случае ударов по территории России британским оружием РФ может ударить по любым военных объектам и технике Британии как на территории Украины, так и за её пределами. То есть теоретически, если ВСУ будет британскими ракетами наносит удары по России, РФ может ответить по британским объектам, в том числе и на территории Англии или Шотландии.

Министерство обороны России объявило о проведении учений, в которых будет отработано применение нестратегического ядерного оружия, причём назначены они были «в ответ на провокационные заявления и угрозы отдельных западных официальных лиц». Само по себе ничего необычного в подобных учениях нет, просто об этом, как правило, не объявляют публично. Понятно, что это очень прозрачный намек Западу.

Как раз во время этих событий во Франции находился председатель КНР Си Цзиньпин. Западные СМИ утверждают,что у него хорошие человеческие отношения с Макроном. Возможно, руководитель Китая рассказал ему старую китайскую пословицу о том, что не стоит дергать тигра за усы.

Кроме этого, МВД России объявило в розыск Зеленского и ряд других майданных политиков. В связи с этим возникает вопрос, будет ли российское руководство иметь дело с Зеленским и его командой в случае, если на Западе решат, что нужно спасать проект «майданная Украина» путем переговоров. Ведь Зеленский, по мнению ряда юристов, в том числе и украинских, утратит легитимность в конце мая, к тому же он объявлен в розыск по законам РФ. Все это в совокупности создает стратегическую неопределенность уже для Запада. Теперь в Вашингтоне, Париже и Лондоне будут гадать, на какой шаг может пойти российское руководство.