Меня зовут Ирина Пыхтина, я руковожу пресс-службой РосДорБанка. Я родилась на Кубани и нашла малоизвестный (что жаль) военный фильм про битву на родном Северном Кавказе.
«Белый взрыв», 1969 год, режиссер Станислав Говорухин, в главных ролях Людмила Гурченко и Армен Джигарханян.
7 моих личных поводов, почему я топлю за него.
1. Редкий (почти уникальный) выбор темы:
противостояние в горах Северного Кавказа советских альпинистов и дивизии «Эдельвейс».
2. О режиссере.
После успешной дипломной работы Станислава Говорухина об альпинистах (фильм «Вертикаль») молодой режиссер опять выбирает горы, но на этот раз времен Великой Отечественной. Говорухин не фронтовик, он –
принадлежит к поколению детей войны (1936 года рождения). И это пример честного художественного исследования военного подвига с мощным симфонизмом горного ландшафта и человеческой смелости.
3. Кастинг.
Блеск и профессионализм звезд советского кинематографа. Обе звезды (Гурченко и Джигарханян) – убедительны и очень точны в своих ролях. Кстати, играют мужа и жену. Это не очевидно сразу, но существенно для многогранности поднимаемых в фильме тем. И Людмила Марковна красива каждую секунду, и особенно доверяешь ее тихому низкому голосу здесь. Да, в эпизоде снялся даже Владимир Высоцкий.
4. Музыка.
Ее величество Софья Губайдулина. Один из самых именитых ныне живущих русских композиторов, сумевших внести свой вклад в пантеон богов мировой музыки. На момент создания фильма ей 38 лет, и она много пишет музыки для кино. И отдаю должное режиссерскому вкусу Говорухина, который приглашает именно ее для создания музыкального полотна фильма. Губайдулина – композитор-философ. Ее музыка сложная, полифоничная, всегда
концептуальная. И именно такая музыка создает синергию величия гор Северного Кавказа в момент схватки человека с человеком. И май лав – это
финальные аккорды фильма. На самой вершине. Это поют сами горы на высоте 4000 метров.
5. О честности рассказа.
Дивизия «Эдельвейс» - 1-ая горнопехотная дивизия вермахта, укомплектованная коренными жителями горных районов Южной
Германии, Баварии и Австрии. Цветок эдельвейса, изображённый на эмблеме дивизии, стал её нарицательным именем. В дивизию набирали солдат не моложе 24 лет, с опытом ведения боевых действий выше снеговой линии. Солдаты дивизии были отлично обучены всем видам боевых действий в горах.
Экипировка и спецснаряжение соответствовали наилучшим образцам своего времени. И на этом фоне – наши альпинисты, почти голыми руками и со снаряжением, которое бог послал (об этом в фильме много и честно). Помню свое школьное детство в пионерских лагерях на Черном море, где нам много рассказывали о битвах на Кавказе и особенно о разнице в экипировках.
6. О портрете противника.
Не верю фильмам, в которых враг глупый и трусливый. Здесь все по правде. И
режиссерская фишка – немецкий язык в диалогах, на некоторых ресурсах вообще без перевода. И этому веришь еще больше, когда ничего не понимаешь, как многие в ту войну.
7. Мой самый ценный момент.
Артем, герой Джагарханяна срывается со скалы, и Вера (героиня Гурченко) держит его за страховочную веревку. По всем законам голливудского экшена хрупкая девушка должна спасти своего героя. От напряжения у нее течет кровь изо рта. Она говорит (не плача), с бесконечным страданием (как может Людмила Марковна) - «Не могу, родной, не могу больше». Артем перерезает
веревку и летит в пропасть со словами: «Как глупо».
Нет пафоса, нет красивых позировок. Есть правда о войне. И о человеке на войне.
Коротко, о чем фильм:
1942 год. Горы Северного Кавказа. Солдаты Третьего рейха из дивизии «Эдельвейс» заняли позицию в горах, с которой обстреливают переправляющихся через хребет беженцев и раненых.
Лейтенант Артём Арсенов (Армен Джигарханян) предлагает смелый план: подняться на вершину и взорвать снеговую шапку, чтобы образовавшаяся лавина обрушилась на немецкие позиции. Сам он безуспешно пытался покорить эту вершину ещё в довоенное время (1940 год). Для выполнения
задания он набирает группу из шести человек, среди которых есть как опытные альпинисты, так и новички.
Группа с потерями добирается до вершины и выполняет задание. Через разблокированный перевал начинают движение силы Красной Армии.
Кому особо будет дорог фильм:
Всем, кто любит горы.
Блестящая операторская работа Василия Кирбижекова делает горы основным действующим лицом. Вокруг них весь фильм. И страсть главных героев к горам, их братство, их общее ДНК отчаянной смелости, физической потребности
возвращаться и покорять.