В России могут появиться специальные маркировки для смазочных материалов и автомобильных жидкостей. Об этом пишут «Известия».
Ожидается, что нововведение поможет бороться с незаконным ввозом таких товаров, а также с производством и продажей контрафакта. Минпромторг РФ подготовил проект постановления, предусматривающий проведение эксперимента по маркировке. Он начнётся 1 сентября и продлится до 31 августа 2025 года.
Маркировка будет применяться к моторным маслам, смазкам для шестерён и редукторов, антифризам, тормозным жидкостям и другим материалам. На канистрах появятся Data-Matrix коды, аналогичные тем, что уже используются на некоторых видах пищевой продукции, парфюмерии и других товаров.
Участие в эксперименте добровольное и не приведёт к дополнительным затратам, так как коды маркировки и оборудование для нанесения идентификаторов предоставляются ООО «Оператор-ЦРПТ» на безвозмездной основе, сообщили в пресс-службе Минпромторга. Главная задача проекта — повысить уровень безопасности россиян, подчеркнул заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов. По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», нелегальный оборот автомасел составляет 50–60% от общего объёма.
По итогам эксперимента правительство решит, вводить ли обязательную маркировку. Юсупов подчеркнул, что нововведение не отразится на ценах, зато поможет потребителям защититься от контрафактной и низкокачественной продукции.
В пресс-службе Sintec Group сообщили, что модернизация производства уже предусматривает оснащение линий оборудованием для нанесения маркировки. Компания готова участвовать в эксперименте в ближайшие месяцы.
Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин предположил, что эксперимент позволит решить проблему только частично. Он считает, что совсем избавиться от подделок можно лишь радикальным изменением системы сертификации.
«Любой ИП может сказать: «Я буду производить или импортировать вот такое масло с вот такими характеристиками» и оформить на эту смазку декларацию соответствия. Что находится в такой канистре — остаётся на совести продавца, в лучшем случае экспертиза состава проводится только в ходе проверок, организуемых правоохранительными органами в рамках уголовного или административного дела. Поэтому на рынке сейчас очень большая доля откровенной «бодяги», которая продаётся в том числе под видом продукции известных брендов», — завил Шапарин.
Калининградские таможенники задержали пассажира поезда, который пытался вывезти в Литву запчасти и машинное масло без документов.