Найти тему

К Дню Победы. 12 стихотворений и 12 картин поэтов и художников – фронтовиков

В канун Великого праздника хочется вспомнить тех, кто приближал нашу победу в Великой Отечественной войне – художников и поэтов, прошедших дорогами фронта.
Война по-разному отразилась в их творчестве. Кто-то очень редко вспоминал войну и выбрал для своих произведений мирную жизнь и её ценность, кого-то военная тема не отпускала до конца жизни, а для кого-то память о пережитом стала этапом становления, периодом роста духовного и творческого.

В моей подборке вы не увидите картин с изображением боев и страданий, выпавших на долю военного поколения.
Я постаралась выбрать картины, посвященные победе нашего великого народа. И это не только главная Победа 9 мая, но и небольшие победы, которые приближали этот долгожданный день.

Евгений Аронович Долматовский (1915-1994) известен нам как поэт-песенник. А в начале Великой Отечественной войны он отправился военным корреспондентом в действующие части армии и уже в августе 1941 года попал в Уманское окружение, раненым был взят в плен. Ему удалось бежать со второй попытки и в ноябре снова оказаться на фронте. Был награжден орденом Красной Звезды. А потом всю жизнь ему пришлось доказывать, что он не предатель.

Евгений Долматовский
Послание поэтам

Мои друзья и недруги былые,
Мне хочется окликнуть вас теперь,
В годину испытания России,
В годину мук, сражений и потерь.
У каждого из нас особый норов,
Все у другого кажется не так.
Но время ли сейчас для клубных споров,
Газетных стычек и журнальных драк?
Я позабыл о спорах и разладе
И понял, что у всех одни враги,
В тот день, когда на интендантском складе
Поэты примеряли сапоги.
Паек и литер... Дальняя дорожка.
– Мне в Львов! – Мне в Гродно! – А тебе куда?
–За Конотопом первая бомбежка
И опрокинутые поезда.
Позвякивает тормоз Вестингауза,
Таинственно мерцает синий свет.
Со мной в купе Твардовский и Алтаузен.
Ты помнишь Джека? Джека больше нет.
Он знал провалы, горе, неудачи,
Ни знаменит он не был, ни богат.
Но встретил смерть, не прячась и не плача,
Как коммунист, романтик и солдат.
А мы, что чудом оставались живы,
Когда бесился разрывной свинец,
Пронесшие сквозь огненные взрывы
И чистоту и преданность сердец,
Грустней и жестче сделавшись с годами,
Не изменили песне боевой.
Друзья поэты! Маяковский с нами,
Багрицкий в нашей сумке полевой.
Они в тяжелый час не замолкали,
На тихий край не предъявляли прав:
Страницы книжек пули пробивали,
С людскою кровью кровь стиха смешав.
Мы по ночам стихи в землянках пишем,
И каждая высотка – наш Парнас.
Как весь народ, горючим дымом дышим,
И пусть забыли девушки про нас...
Зато, пред тем как раскурить газеты,
Стихи читают вслух и про себя.
В строю походном движутся поэты,
Страдая, ненавидя и любя.
1942


Возможно, такого юного поэта или просто романтичного солдатика, любящего поэзию, изобразил в своей картине
«Стихи» Виктор Константинович Дмитриевский (1923-2006).
Художник в 1942 году закончил Московскую среднюю художественную школу и был призван в армию. После обучения в Московском военно-инженерном училище был переведён в Студию военных художников им. М. Б. Грекова и в 1944 году попал на Белорусский фронт. Солдаты охотно позировали молодому художнику. Его рисунки печатали во фронтовых газетах, но все свои основные картины на фронтовую тему он написал уже в послевоенное время.

Виктор Дмитриевский. Стихи. 1963. Холст, масло
Виктор Дмитриевский. Стихи. 1963. Холст, масло

Игорь Сергеевич Холин (1920-1999) поэтом стал уже после войны, даже уже находясь в заключении, куда попал за пощечину пьяному хулигану-сослуживцу. А до войны он – бывший детдомовец и беспризорник – поступил в Новороссийске в военное училище. Служил в армии с 1940-го по 1946 год, дважды был ранен и едва выжил (одна из пуль прошла через уголок губ и вышла под лопаткой), закончил войну в Праге, в 1944 году был награжден орденом Красной Звезды.

Игорь Холин
Из цикла «РЕКА ВОЙНЫ»

Командир батареи
Безусый парнишка
Рассматривал в бинокль
Поле
Утыканное
Ромашками
И васильками
Затем
Вдохнув
Полной грудью
Окопную вонь
Крикнул
Огонь
И всё полетело
Вверх тормашками


Для
Николая Николаевича Жукова (1908-1973) война началась 19 июня 1941 года, когда он отправился по повестке на военный сбор. Служил фронтовым художником 29-й армии Калининского фронта и военным корреспондентом газеты «Правда». Создал сотни рисунков, ему принадлежит знаменитый плакат «Отстоим Москву!». С 1943 года руководил Студией военных художников имени М.Б. Грекова. В феврале 1946-го художник отправился на Нюрнбергский процесс, чтобы зафиксировать это событие в своих работах. Но после войны все творческие способности мастера были направлены на мирное время.
Вот и его акварель
«Фронтовые васильки», написанная в 1944 году, выглядит очень мирно и жизнеутверждающе, предвкушая скорую победу. В дневнике Жуков записал: «…Вспоминаю, как после трудового дня вместе с нашими солдатами-саперами, восстанавливающими переправу через мост, ужинали мы, с аппетитом поглощая гречневую кашу с тушёнкой и юмором, а потом побежали к реке мыть котелки. Один из солдат, видимо хозяйственный парень и охочий до красоты, нарвал васильков, зачерпнул в реке воды в котелок, сунул туда цветы, ласково растрепав их ладными пальцами рук, полюбовался и поставил рядом с шинельной скаткой, откуда торчал треугольник счастливого письма. И радость на душе у всех была приметная, а он, наподобие В. Тёркина, уселся и рассказывал окружившим его товарищам весёлые байки».

Николай Жуков. Фронтовые васильки. 1944. Акварель
Николай Жуков. Фронтовые васильки. 1944. Акварель

Давид Самуилович Самойлов (Кауфман, 1920-1990) на фронт попал в 1942-м, был ранен, за проявленный героизм был награжден медалью «За отвагу». После госпиталя вновь вернулся в строй в 1944 году, служил на Белорусском фронте в моторазведроте. За взятие в плен важного фашистского унтер-офицера был награжден орденом Красной Звезды. Закончил войну в Берлине. Годы, проведенные на фронте, нашли отражение в творчестве поэта.

Давид Самойлов
Сороковые

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961


Советский живописец
Василий Николаевич Медведев (1919-1980) с 1940 года работал в Студии имени М.В. Грекова. В группе военных художников Медведев в составе 62-й армии участвовал в Сталинградской битве, с войсками 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию и закончил войну в Берлине. Был отмечен боевыми наградами. В своих работах отражал не только военные сражения, но и простые солдатские будни. Его картина «В освобождённой деревне» рассказывает о том, как танкиста встречают крестьянские детишки и старики – «И пайку надвое ломаю, и все на свете понимаю…».

Василий Медведев. В освобождённой деревне. 1951 Холст, масло. 60 х 80. Государственный Музей обороны Москвы
Василий Медведев. В освобождённой деревне. 1951 Холст, масло. 60 х 80. Государственный Музей обороны Москвы

Лингвист, литературовед и поэт Михаил Викторович Панов (1920-2001) закончил осенью 1941 года Московский городской педагогический институт им. В. П. Потёмкина и ушёл добровольцем на фронт. Служил в противотанковой артиллерии, воевал под Москвой, на Кавказе, на Украине, в Румынии, Болгарии, Венгрии, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны и другими наградами. Был два раза легко ранен и один раз контужен. Демобилизовался в 1945 году. И за этими сухими строчками ещё одна история мужества и отваги.

Михаил Панов
Победа

Вечер умер.
Еще крошится бормотня в окопах.
Черствые шутки
из солдатского вещмешка:
– Ты, брат, башку
поверх окопа не суй.
Сделают тебе в набалдашнике дырку –
чем будешь ее затыкать?
...Посмеялись
и размыты,
разъяты весенней ночью... сном.
А утром!
Человек перескочил бруствер
и пошел по траве.
Днем. В рост. Спокойный.
Идет! Живой!
(Христос, идущий по водам... Чудо!)
Не верю! Остолбенел. Почему?!
Все во мне кричит...
Понял:
победа!
1945. Карпаты. После ухода немцев.


Живописец
Иван Андреевич Пантелеев (1904-1996) пережил блокаду Ленинграда. Затем воевал и в составе Приморской Армии в 1944 году вошел в Крым. Художник так полюбил этот край, что остался жить и работать здесь после войны. А то, каким он застал Севастополь сразу после освобождения города, мы можем увидеть в его работе «Севастополь, 1945».

Иван Пантелеев. Севастополь, 1945. Симферопольский художественный музей
Иван Пантелеев. Севастополь, 1945. Симферопольский художественный музей

Алексей Александрович Сурков (1899-1983) во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Известна история создания его знаменитой «Землянки». Это случилось 27 ноября 1941 года под Истрой. Поэт попал в окружение и с трудом смог выбраться из землянки, а когда добрался до своих, то оказалось, что вся его шинель побита осколками. И тогда он произнес: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти четыре шага». За военные заслуги поэт был награжден орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды.

Алексей Сурков
В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Ноябрь 1941


Также известна и история создания картины
«Весна 1945 года» Георгием Степановичем Мелиховым (1908-1985). Художник вспоминал: «Я шел по одной из берлинских улиц и вдруг услышал звуки рояля. В разгромленной, полупустой комнате с поломанной мебелью, с полом, усыпанным разбросанными книгами, стоял рояль. А за роялем, спиной ко мне, сидел «наш» солдат – в шинели, даже не сняв автомат, который так и оставался за плечами, пока он играл. За окном вели колонну пленных немцев. Был май 1945 года».
Георгий Мелихов ушел на фронт в начале войны, участвовал в освобождении Варшавы, дошёл до Берлина. В перерывах между боями сделал множество зарисовок и акварелей, которые стали основой его послевоенных картин. Рисунок, по которому была написана «Весна 1945 года», назывался «В минуты отдыха».

Георгий Мелихов. Весна 1945 года. 1960. Холст, масло. 128 х 192. Донецкий республиканский художественный музей
Георгий Мелихов. Весна 1945 года. 1960. Холст, масло. 128 х 192. Донецкий республиканский художественный музей

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) добивался досрочного призыва в армию, но попал на фронт лишь, когда ему исполнилось восемнадцать. В августе 1942 года он был направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион, а после обучения в октябре 1942 года на Закавказский фронт. И уже 16 декабря 1942 года под Моздоком поэт был ранен. Но эти два с половиной месяца боев оставили неизгладимый след в жизни юноши. В своих стихах ему удалось передать чувства всех представителей военного поколения.

Булат Окуджава
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
ручками размахиваю, я ножками сучу,
уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть подстреленный, давно живу в раю,
И кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
1990-е


Советский живописец
Аркадий Иванович Интезаров (Интизарьян, 1909-1979) во время войны был на фронте. Работал во фронтовой газете, делал зарисовки и создавал плакаты с патриотическими призывами. Был награждён медалью «За боевые заслуги». Его картина «Освобождение златой Праги в 1945 году» повествует об одном из значительных вкладов Красной армии в дело Великой Победы над фашизмом.

Аркадий Интезаров. Освобождение златой Праги в 1945 году. 1963. Холст, масло
Аркадий Интезаров. Освобождение златой Праги в 1945 году. 1963. Холст, масло

Юлия Владимировна Друнина (1924-1991) для того, чтобы попасть добровольцем в санитарную дружину приписала год к своему возрасту, и в шестнадцать лет она отправилась работать санитаркой в глазной госпиталь. Работая на строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попала в окружение и была ранена. Какое-то время провела в эвакуации с больным отцом, но после его смерти всё время рвалась на фронт. Воевала санитаркой в стрелковой дивизии в Белоруссии, в Прибалтике, была тяжело ранена. Война оставила неизгладимый след в сердце юной девушки. «Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу, как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам», – вспоминала Юлия Друнина.

Юлия Друнина
До сих пор не совсем понимаю

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.


Григорий Семёнович Минский (1912-2011)
ушел на фронт со студенческой скамьи Киевского государственного художественного института. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которые сами рассказывают нам о фронтовых дорогах художника. Свою работу «Май 1945 года» он создал почти через сорок лет после победы. «Я разглядел весну сквозь жестокость, огонь и кровь. Война научила меня любить жизнь. Поэтому на моем полотне не побежденный враг, не человек с автоматом, а молодая девушка-боец со скрипкой», – пояснял он выбранный сюжет.

Григорий Минский. Май 1945 года. 1983
Григорий Минский. Май 1945 года. 1983

О том, какие испытания во время войны выпали на долю Михаила Александровича Авилова (1907-1974), он рассказал сам в предисловии к своему сборнику стихов «Бессмертник»: «Летом 1941 года был призван в действующую армию. Наша часть попала в окружение. Плен. Бухенвальд. Ордуф. Гравинкель. Берген-Бельцен… Я видел нечеловеческие страдания военнопленных в фашистских концлагерях, сам и испытал их и не мог об этом молчать. Писать стихи, разумеется, было негде и не на чем. Я хранил их в памяти, читал самым близким друзьям. Многие, конечно, забыл <…> День освобождения – 15 апреля 1945 года – я запомнил на всю жизнь. Советский госпиталь. Первое, что я сделал в то время, – это записал на оберточной бумаге свои стихи. Возвратившись на Родину, почувствовал, что без стихов не проживу. Поверил: они нужны людям».

Михаил Авилов
В ночь на 10 мая 1945 года
(Запись в солдатском дневнике)

За множество тревожных дней
Вздохнув,
Земля спокойно дремлет.
Сегодня ночь уже нежней
Глазами звёзд глядит на землю.
И словно просит тишина
Забыть об орудийном громе,
Под небосводом и луна
Горит,
Как лампа в мирном доме.
Пусть о войне седеет быль –
Иных забот и дела много.
Нам с голенищ кирзовых пыль
Смахнуть бы дома у порога.


Художник
Петр Александрович Кривоногов (1911-1967) закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры за два года до войны и работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Во время войны, находясь в местах сражений, создал огромное количество зарисовок боев и портретов солдат. Награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Много картин на военную тему написал уже в послевоенное время. Но майские события 45-го в Берлине, свидетелем которых он был, художник изобразил по горячим следам уже в 1948 году на своем знаменитом полотне «Победа». «2 мая, в весенний солнечный день, я делал этюд с Рейхстага. Только что над куполом его взвился алый стяг Победы… Поистине величественным был этот момент, когда у изрешеченных стен Рейхстага наши чудо-богатыри торжествовали свою великую победу… Но враг еще огрызался. Засевшие в верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине еще нельзя было появляться», – вспоминал художник.

Петр Кривоногов. Победа. 1948. Холст, масло. 250 х 400. Центральный музей вооруженных сил России, Москва
Петр Кривоногов. Победа. 1948. Холст, масло. 250 х 400. Центральный музей вооруженных сил России, Москва

Творчество Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) тесно связано с его армейской жизнью. За шесть лет в качестве военного журналиста он прошел несколько войн: Польский поход Красной Армии в Западную Белоруссию, советско-финская война и Великая Отечественная. Свои очерки и стихи он публиковал во фронтовых газетах. И конечно, одно из самых радостных стихотворений его «Фронтовой хроники» связано с победой в Берлине.

Александр Твардовский
Москва

Зябкой ночью солдатской
В сорок первом году
Ехал я из-под Гжатска
На попутном борту.
Грохот фронта бессонный
Шёл как будто бы вслед.
Редко встречной колонны
Скрытный вспыхивал свет.
Тьма предвестий вокзальных
И – Москва. И над ней
Горделивый, печальный
Блеск зенитных огней.
И просились простые
К ней на сердце слова:
«Мать родная, Россия,
Москва, Москва…»
В эти горькие ночи
Ты поистине мать,
Та, что детям не хочет
Всей беды показать;
Та, что жертвой безгласной
Не смирится с судьбой;
Та, что волею властной
Поведёт за собой.
И вовек не склонится
Твоя голова,
Мать родная, столица,
Москва, Москва!
Память трудной годины,
Память боли во мне.
Тряский кузов машины.
Ночь. Столица в огне.
И, как клятва, святые
В тесном горле слова:
«Мать родная, Россия,
Москва, Москва…»
…Ехал я под Берлином
В сорок пятом году.
Фронт катился на запад,
Спал и ел на ходу.
В шесть рядов магистралью –
Не вмещает – узка! –
Громыхаючи сталью,
Шли на запад войска.
Шла несметная сила,
Разрастаясь в пути,
И мосты наводила
По себе впереди.
Шла, исполнена гнева,
В тот, в решающий бой.
И гудящее небо,
Точно щит, над собой
Высоко проносила…
«Погляди, какова
Мать родная, Россия,
Москва! Москва!..»
Память горя сурова,
Память славы жива.
Всё вместит это слово:
«Москва! Москва!..»
Это имя столицы,
Как завет, повторим.
Расступились границы,
Рубежи перед ним…
Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира – Москва!
1947


Война прервала учебу
Николая Фёдоровича Бортникова (1916-1997) в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Со второго курса он ушёл на фронт, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, после с группой художников при Главном дорожном Управлении Красной Армии принимал участие в освобождении Польши и Чехословакии. Был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». По зарисовкам и наброскам, которые были сделаны на фронте, создавал полотна после войны. Его картина «Берлин. Май 1945 года» стала символом дня Победы и воплощением образа солдата-победителя.

Николай Бортников. Берлин. Май 1945 года. 1968. Симферопольский художественный музей
Николай Бортников. Берлин. Май 1945 года. 1968. Симферопольский художественный музей

Константин Михайлович Симонов (Кирилл, 1915-1979) в начале войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Его военные статьи, заметки и стихи печатались в «Красной звезде». В качестве военкора побывал на всех фронтах, прошёл с войсками по Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Чехословакии и Германии, был свидетелем взятия Берлина. За военные заслуги имел Орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и множество медалей.

Константин Симонов
Корреспондентская застольная

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальем.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!
Есть, чтоб выпить, повод –
За военный провод,
За «У-2», за «эмку», за успех.
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!»
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали –
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!
1943


Юрий Петрович Фастенко (1926-2020)
учился в средней школе и художественной студии, когда Крым был оккупирован немцами. После оккупации в 1944 году отправился на фронт, участвовал в освобождении Польши, в боях в Пруссии и Германии, был награжден орденом Отечественной войны II степении и медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны закончил художественное образование и не раз в своем творчестве обращался к военной теме. Так в 1974 году им был создан триптих «Победа».

Юрий Фастенко. Центральная часть триптиха «Победа». 1974. Холст, масло
Юрий Фастенко. Центральная часть триптиха «Победа». 1974. Холст, масло

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) был призван в армию в 1939 году и в качестве военного корреспондента отправился на советско-финскую войну. Во время Великой Отечественной войны был военкором газет «Во славу Родины» и «Сталинский сокол», получил контузию в Одессе, участвовал в обороне Севастополя. За военные заслуги получил орден Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Сергей Михалков
После победы

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!


Михаил Иванович Хмелько (1919-1996)
на войне служил сапёром-картографом, был ранен, из окружения пробрался в Киев. После освобождения города работал в бригаде фронтовых художников при политуправлении 1-го Украинского фронта. Стал известен благодаря своим монументальным полотнам, посвященным Великой Победе. За картину «Триумф победившей Родины» художник был удостоен Сталинской премии. Работа изображает исторический момент Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади – флаги побежденных фашистов брошены к Мавзолею Ленина.

Михаил Хмелько. Триумф победившей Родины. 1949. Холст, масло. 289 х 559. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Хмелько. Триумф победившей Родины. 1949. Холст, масло. 289 х 559. Государственная Третьяковская галерея

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) в 1941 году закончил школу и ушел на фронт добровольцем. Служил наводчиком миномёта, затем стал помощником командира батареи «Катюша», воевал на Московском, Волховском, Ленинградском и Северо-Кавказском фронтах. В боях за Севастополь в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив удивительное для молодого парня мужество при выполнении боевого задания, получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Поэт чудом остался жив, но навсегда потерял зрение. Был награжден орденом Красной Звезды.

Эдуард Асадов
Помните

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: – Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем – невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля…
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.
И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица…
Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?
Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.
На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!


Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988)
война застала в Ленинграде, где он учился в Ленинградском институте живописи скульптуры и архитектуры. Уже в июле 1941 года будущий художник ушел добровольцем в народное ополчение. Вместе со своей частью он попал в окружение и в плен к фашистам, до апреля 1945 года находился в концлагере в Альтенграбове. После освобождения из плена вновь отправился добровольцем воевать. После демобилизации в ноябре 1945 года вернулся в институт и завершил обучение. А известность получил благодаря своим произведениям о Гражданской и Великой Отечественной войнах. Его полотно «9 мая» изображает весь спектр чувств, который испытывают советские люди, празднуя День Победы – это и радость, и грусть, и боль, и воспоминания.

Евсей Моисеенко. 9 Мая. 1973-1975. Холст, масло. 220 х 165. Государственный Русский музей
Евсей Моисеенко. 9 Мая. 1973-1975. Холст, масло. 220 х 165. Государственный Русский музей

Всех поздравляю с величайшим праздником – с Днем Победы! Всем мира, добра и солнечного неба!

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей –