Приближается великий праздник — День Победы, а значит, скоро федеральные каналы вновь покажут фильм «В бой идут одни “старики”», давно ставший легендой. Лента о военных буднях летчиков-истребителей покорила миллионы сердец и до сих пор не теряет своей популярности. Чем же это кино заслужило зрительскую любовь и как Леониду Быкову удалось создать не просто фильм о войне, а шедевр, разбирался ОТР.
Как снимали «В бой идут одни “старики”»
Создатель картины Леонид Быков перед началом съемок общался с ветеранами и изучал специальную литературу. Благодаря этому многие персонажи фильма имели реальные прообразы. Так, к примеру, в основу сценария легли воспоминания дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова и командира 270-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Василия Меркушева.
Кстати, именно Попков в годы Великой Отечественной войны служил в эскадрилье, которая помимо истребления вражеских самолетов пела, причем хором. А на освобожденных территориях летчики давали концерты.
Быков пригласил в свой фильм много молодых актеров. Так, в картине дебютировали Вано Янтбелидзе (летчик Вано Кобахидзе), Евгения Симонова (Маша), Сергей Подгорный («Смуглянка»). Все они были студентами и ничего не знали о кинематографе. Леонид Быков, признавались актеры, просил их не заучивать роли, а больше говорить в кадре своими словами, выяснил журнал «7 Дней».
Когда написание сценария завершилось, его отправили на утверждение. Но чиновники неожиданно историю завернули с формулировкой, что военные летчики в интерпретации Быкова выглядят недостаточно героически. Чтобы съемки все-таки состоялись, режиссер опубликовал сценарий в одном из журналов. В итоге фильм утвердили благодаря многочисленным положительным отзывам настоящих военных летчиков, участников войны.
Однако следом начались проблемы с самолетами, точнее с их отсутствием. Быкову пришлось просить нужные модели у пилота-истребителя Александра Покрышкина, который в то время был уже председателем Центрального комитета ДОСААФ. Тот разрешил использовать в съемках самолеты, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Почему фильм Леонида Быкова имел такой успех: мнение кинокритика
Несуровые фильмы о войне
После Великой Отечественной войны режиссеры старались снимать лирические ленты о страшном времени, не показывая зрителям самые суровые моменты кровопролитных боев, отметил в беседе с ОТР кинокритик Сергей Сычев. Такие ленты выпускали до середины 70-х, а после стало выходить более мрачное, реалистичное кино.
«Как раз картина «В бой идут одни “старики”» вышла в 1973 году. Это уже фактически конец этого золотого периода, потому что дальше уже создавались ленты совершенно с другим настроением. Это более мрачное кино. Например, фильм «Иди и смотри» [Элема] Климова, «Восхождение» Ларисы Шепитько. Это война совсем другая, не та, на которую хочется смотреть массовой аудитории, несмотря на то, что у них тоже был свой зритель», – пояснил специалист.
«В бой идут одни “старики”» — это фильм, где есть юмор, своя грусть, человечность, военный быт — грязь, фронтовые сто грамм, ругань, но в то же время есть и страх. Сычев отметил, что в детище Быкова нет акцента на мрачных сторонах войны, напротив, лента дает людям некую надежду. Возможно, это и есть один из главных секретов успеха фильма.
«В финале есть очень светлые моменты, в отличие, например, от фильмов, которые всего через несколько лет начнут появляться после этой картины. А люди, когда смотрят кино, очень хотят надежды и покоя», – уверен кинокритик.
История о человеческих судьбах
К моменту выхода фильма «В бой идут одни “старики”» режиссеры уже нащупали правильные интонации, которые помогали говорить о Великой Отечественной войне без преуменьшения трагизма, но не нагружая зрителей страшными историями тех дней.
«В фильме показаны человеческие судьбы, характеры в своем развитии. Люди, которые могут молчать в кадре. <…> То есть очень многое дается через приемы умолчания. Это люди, которые могут горько улыбнуться. Это люди, которые могут любить какой-то особой любовью, которая бывает именно на войне», – сказал Сычев.
Несмотря на то, что в 70-х еще не было компьютерной графики, позволяющей делать сражения реалистичными, используемые в фильме приемы все равно создают ощущение реальных воздушных боев, от которых страшно, за счет талантливой драматургии, добавил собеседник ОТР.
Факты о фильме
Леонид Быков мечтал стать летчиком
Леонид Быков мечтал стать летчиком и дважды поступал в летное училище, но его не взяли из-за маленького роста (163 сантиметра) и приписанного возраста. Поэтому свой первый фильм он посвятил именно летчикам.
Рустам Сагдуллаев играл в двух фильма одновременно
Исполнитель роли Ромео Рустам Сагдуллаев разрывался между двумя съемками. Кстати, именно поэтому он в фильме почти не появляется без головного убора: он прикрывает волосы, неуместные на голове летчика времен Великой Отечественной, но нужные для другой роли.
В 2009 году фильм раскрасили
В 2009 году вышла цветная версия фильма. Быков сам хотел снимать его на цветной пленке, но она была дефицитом, поэтому режиссер ее не получил. Работа по колоризации была непростой, специалисты старались придерживаться цветов советской кинопленки тех времен, чтобы не испортить картинку.
Фильм без дублеров
Дублеров Быков не любил и все трюки старался делать сам. Поднимать самолеты в воздух не разрешали, но запускать двигатель и рулить по аэродрому у него получалось вполне профессионально.
Лучшие цитаты из «В бой идут одни «старики»
«Война — это все преходящее, а музыка вечна», – «Маэстро».
«Человечество должно же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь!» – «Кузнечик».
«Ребята, будем жить!» – Скворцов.
«Солдатская заповедь: подальше от начальства - поближе к кухне!» – «Кузнечик».
«А помочь... Знаешь, Серега, в жизни бывают минуты, когда человеку никто, никто не может помочь! Рождается сам — и умирает сам», – «Маэстро».