Снижение отчётной нагрузки – одно из главных обещаний государства бизнесу, которое повторяется практически каждый год. При этом параллельно могут вводиться дополнительные формы отчётности и ужесточение ответственности за их непредставление.
Получается, своего рода, "законодательная биполярка". Говорим, что нужно обязательно снизить отчётную нагрузку на бизнес. Параллельно вводим новые формы отчётности. Статистические отчеты, 6-НДФЛ, СЗВ-М и СЗВ-ТД вместе с их "потомками" не дадут соврать.
Справедливости ради, не всегда контролирующие органы только добавляют новые формы отчётности. Иногда они их действительно убирают и снижают отчётную нагрузку на бизнес. Обычно это происходит с отчётами, содержащими информацию, которая уже есть у контролирующих органов, или информацию, которая им не сильно нужна.
Вот тут можно и снизить отчётную нагрузку.
В данной статье вспомним примеры таких отменённых отчётов.
Отчёт о среднесписочной численности работников
Отчёт-рекордсмен, ему принадлежит рекорд по количеству предпринимателей и руководителей, нарушивших требование о его представлении. Это не статистическая информация от ФНС, а, скорее, общее мнение коллег, с которыми когда-либо обсуждалась необходимость данной формы. Почти у всех есть истории о том, как кто-то забыл подать этот отчёт.
Ещё бы. Ведь его нужно было подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации компании или предпринимателя. Обычно о существовании этого отчёта узнавали, когда нужно было подавать первую квартальную отчётность.
К счастью, не всех только-только зарегистрированных налогоплательщиков штрафовали за непредставление этой формы. Да и штраф был небольшой: 200 рублей на налогоплательщика, 300-500 рублей на должностное лицо.
До сих пор не могу понять логику ФНС. Какая была ценная информация в отчёте, который подаётся сразу после регистрации? Интрига – 0 человек или 1 человек? И что с этой информацией делала налоговая?
С отчётом за календарный год, который подавался не позднее 20 января следующего года, у большинства уже получалось укладываться. Но даже при подготовке ежегодной формы у налогоплательщиков были вопросы, которые можно суммарно выразить примерно как:
Зачем нужен этот отчёт, если у налоговой и так есть эта информация?
На самом деле, вопросы к необходимости данного отчёта у налогоплательщиков появились достаточно давно. На момент своей отмены в 2020 году он содержал информацию, которая, как минимум, дублировалась в статистической отчётности и в форме РСВ.
Единственной ценной информацией, которую давал этот отчет для ФНС, видимо, был список налогоплательщиков, которые не закончили праздновать Новый Год.
Сообщение об открытии (закрытии) расчётного счёта
Не путать с ныне существующим уведомлением об открытии банковского счёта за рубежом.
Раньше нужно было уведомлять ФНС о каждом открытии или закрытии расчётного счёта в российском банке. При этом налоговая параллельно получала ту же самую информацию от банков.
Налогоплательщику нужно было сообщить об открытии или закрытии расчётного счёта в течение 7 рабочих дней. Не успели? Тогда штраф – 5 000 рублей. Налоговая уже получила эту информацию от банка? Ну и что, отчитываться всё равно нужно.
Складывалась парадоксальная ситуация, когда ФНС получала от банков информацию о счетах в рамках автоматизированного обмена, а параллельно получала ту же самую информацию от части налогоплательщиков на бумаге.
Именно на бумаге. Многие небольшие налогоплательщики подавали это сообщение таким способом. Каких-то 10-12 лет назад электронное представление отчетности ещё не было настолько повсеместным.
Естественно, при наличии информации от банков сообщения от налогоплательщиков не давали налоговой ничего, кроме расходов на их обработку и администрирование. Да и сами налогоплательщики воспринимали обязанность подавать это сообщение и штрафы за его непредставление как архаизм.
Поэтому в 2014 году здравый смысл одержал небольшую, но важную победу, и данный отчёт отменили.
Ежеквартальная бухгалтерская отчётность
До 2013 года компании должны были готовить и подавать в налоговую инспекцию:
- бухгалтерскую отчётность по итогам календарного года;
- ежеквартальную промежуточную бухгалтерскую отчётность.
В счастливые исключения попадали освобождённые от ведения бухгалтерского учёта или имеющие право его не вести.
В состав промежуточной отчетности входило всего 2 формы: Бухгалтерский баланс и Отчёт о прибылях и убытках. По сравнению с полноценной годовой отчётностью готовить квартальный пакет было значительно проще. Тем не менее, даже облегченный промежуточный вариант требовал определённое время на подготовку. А время в отчётный период лишним не было.
Требование о подготовке промежуточной бухгалтерской отчётности выглядит логичным в отношении крупных компаний. Пользователям отчётности таких компаний нужна регулярная информация об их финансовом положении и результатах.
Зачем налоговой была нужна ежеквартальная бухгалтерская отчетность всех компаний, которые обязаны вести бухгалтерский учёт? Сопоставить выручку с декларациями по НДС и налогу на прибыль, а потом выпустить требование и получить такой же ответ, как в прошлом квартале? Ну, да, ФНС любит поиграть в "день сурка", но результат обычно околонулевой. Сверить остаточную стоимость основных средств с декларацией по налогу на имущество? Были другие более эффективные инструменты для проверки налоговой базы.
В общем, ценность получаемой информации для целей налогового контроля выходила сомнительная.
Промежуточную бухгалтерскую отчётность нужно было представить не позднее 30 числа месяца, следующего за окончанием календарного квартала. Что совпадало со сроками по нескольким другим отчётам. Счастливчики, отправляющие бумажный вариант, 30 числа вполне могли попасть в давку в очереди на почте.
Если учесть, что значительная часть промежуточной бухгалтерской отчётности сдавалась на бумаге, то эта форма генерировала для ФНС больше затрат на обработку и администрирование, чем давала полезной информации для налогового контроля. Поэтому, в конце концов, её отменили, что положительно оценили налогоплательщики.
***
Никому не нужны отчёты ради отчётов. Любую отчётность нужно обрабатывать и администрировать, для чего нужны определённые ресурсы, которые далеко не безграничны.
Поэтому контролирующие органы готовы отменять формы отчётности, если они не потеряют в качестве и полноте получаемой информации. А заодно можно будет задекларировать снижение отчётной нагрузки на бизнес.