Найти тему

Металлургия Российской империи. Или как государство металлургию поднимало

Во времена Российской империи чёрная металлургия не была самой развитой отраслью народного хозяйства страны. Так, реформы 1861 года были не слишком продуманы и в период с 1860 по 1880 год экспорт металла в страну был очень большим. 1880-90 годы ознаменовались, наоборот, вниманием государственной политики к российской чёрной металлургии. Были разработаны меры по стимулированию отечественного производителя и защите внутреннего рынка таможенными пошлинами.

Однако несмотря на все усилия, металлургическая промышленность того времени уступала уровню ведущих западных стран в абсолютных величинах произведённой продукции и особенно в производстве на душу населения.

А между тем, чёрная металлургия – это фундамент индустрии и базовая отрасль тяжёлой промышленности. Именно чугун, железо и сталь необходимы для развития железнодорожной сети, машиностроения и строительства.

-2

Особенности развития России

Так сложилось исторически, что модель развития промышленности нашей страны называется «догоняющая модернизация» Нам вечно нужно кого-то догонять и что-то навёрстывать!

Так, три века назад реформы Петра I дали мощный импульс развитию российской промышленности. К середине 18 века Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна.

-3

В результате ввоз из-за границы железа, который осуществлялся из Швеции через Архангельск, был вытеснен отечественным производством. Металл стал заметной статьёй русского экспорта особенно в Англию.

Однако в начале 19 века рост выплавки чёрных металлов в России сильно замедлился, а в Англии в это время получила развитие коксовая металлургия. В результате Россия потеряла лидирующие позиции, потому что осталась на древесно-угольной технологии выплавки чугуна.

В начале 1860-х годов горнозаводскую отрасль настиг сильнейший кризис. Устаревшая технология, неурожай и повышение цен на хлеб и, как следствие, рост цен на металлы, а потом и неудачная крестьянская реформа – всё это привело, к тому, что Россия теперь уступала по выплавке чугуна не только Англии, Франции, США и Германии, но и таким странам, как Бельгия и Австро-Венгрия.

Строительство железных дорог

К 1860 году необходимость строительства железных дорог в стране давно назрела. Но как неудивительно, сначала это не привело к развитию чёрной металлургии и увеличению количества выпускаемого проката. Наоборот, рельсы завозились из Англии, и современники с ужасом отмечали: «…надобно было спешить с устройством горной Уральской дороги, чтобы получать оттуда рельсы, железные мосты и прочее; а мы эту дорогу, отложив на самый конец, покрывали (о, ужас!) рельсами и железными мостами, привозимыми из Англии».

Первым шагом на пути защиты и развития внутреннего рынка было повышение государством таможенных пошлин. Также были установлены премии за использование стальных рельсов и паровозов русских заводов. Однако эти меры не возымели существенного действия и передельные заводы России выплавляли сталь из иностранного чугуна.

Но тем временем технологии получения металла развивались и у нас. Худо-бедно, но сеть железных дорог к тому времени была построена. Она приблизила места добычи железной руды и угля к крупным центрам промышленности и торговли, создала предпосылки развития металлургической базы на Юге России.

-4

Развитие Южной металлургической базы

Государственная политика того времени была направлена на то, чтобы постепенно привести заводы к выделке железа и стали из отечественного материала взамен иностранного. Старались, чтобы это было без особых потрясений в производстве.

На это были направлены следующие меры:
- повышение ввозной пошлины на чугун
- укрепление рубля

В результате стал интенсивно развиваться южный горнопромышленный регион. Современники отмечали, что в противоположность «старому» Уральскому промышленному региону, на молодом Юге промышленность только формировалась, это происходило уже по новым правилам. Без учёта сословий и национальностей. Туда стекались иностранные капиталы, инженеры и рабочие, даже перевозились из Америки целые заводы.

Но подъём экономики сменился очередным кризисом, причём общеевропейским, потом разразилась Первая мировая война и революция. В 30-е годы пришла индустриализация и чёрная металлургия в нашей стране действительно заняла достойное место. Но это уже совсем другая история…

Компания СЛТ поставляет оборудование для литейных, металлургических и металлообрабатывающих цехов. Разрабатывает проекты модернизации и строительства новых производств, помогает наладить существующую или освоить новую технологию. О наших услугах читайте здесь.