Во времена Российской империи чёрная металлургия не была самой развитой отраслью народного хозяйства страны. Так, реформы 1861 года были не слишком продуманы и в период с 1860 по 1880 год экспорт металла в страну был очень большим. 1880-90 годы ознаменовались, наоборот, вниманием государственной политики к российской чёрной металлургии. Были разработаны меры по стимулированию отечественного производителя и защите внутреннего рынка таможенными пошлинами.
Однако несмотря на все усилия, металлургическая промышленность того времени уступала уровню ведущих западных стран в абсолютных величинах произведённой продукции и особенно в производстве на душу населения.
А между тем, чёрная металлургия – это фундамент индустрии и базовая отрасль тяжёлой промышленности. Именно чугун, железо и сталь необходимы для развития железнодорожной сети, машиностроения и строительства.
Особенности развития России
Так сложилось исторически, что модель развития промышленности нашей страны называется «догоняющая модернизация» Нам вечно нужно кого-то догонять и что-то навёрстывать!
Так, три века назад реформы Петра I дали мощный импульс развитию российской промышленности. К середине 18 века Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна.
В результате ввоз из-за границы железа, который осуществлялся из Швеции через Архангельск, был вытеснен отечественным производством. Металл стал заметной статьёй русского экспорта особенно в Англию.
Однако в начале 19 века рост выплавки чёрных металлов в России сильно замедлился, а в Англии в это время получила развитие коксовая металлургия. В результате Россия потеряла лидирующие позиции, потому что осталась на древесно-угольной технологии выплавки чугуна.
В начале 1860-х годов горнозаводскую отрасль настиг сильнейший кризис. Устаревшая технология, неурожай и повышение цен на хлеб и, как следствие, рост цен на металлы, а потом и неудачная крестьянская реформа – всё это привело, к тому, что Россия теперь уступала по выплавке чугуна не только Англии, Франции, США и Германии, но и таким странам, как Бельгия и Австро-Венгрия.
Строительство железных дорог
К 1860 году необходимость строительства железных дорог в стране давно назрела. Но как неудивительно, сначала это не привело к развитию чёрной металлургии и увеличению количества выпускаемого проката. Наоборот, рельсы завозились из Англии, и современники с ужасом отмечали: «…надобно было спешить с устройством горной Уральской дороги, чтобы получать оттуда рельсы, железные мосты и прочее; а мы эту дорогу, отложив на самый конец, покрывали (о, ужас!) рельсами и железными мостами, привозимыми из Англии».
Первым шагом на пути защиты и развития внутреннего рынка было повышение государством таможенных пошлин. Также были установлены премии за использование стальных рельсов и паровозов русских заводов. Однако эти меры не возымели существенного действия и передельные заводы России выплавляли сталь из иностранного чугуна.
Но тем временем технологии получения металла развивались и у нас. Худо-бедно, но сеть железных дорог к тому времени была построена. Она приблизила места добычи железной руды и угля к крупным центрам промышленности и торговли, создала предпосылки развития металлургической базы на Юге России.
Развитие Южной металлургической базы
Государственная политика того времени была направлена на то, чтобы постепенно привести заводы к выделке железа и стали из отечественного материала взамен иностранного. Старались, чтобы это было без особых потрясений в производстве.
На это были направлены следующие меры:
- повышение ввозной пошлины на чугун
- укрепление рубля
В результате стал интенсивно развиваться южный горнопромышленный регион. Современники отмечали, что в противоположность «старому» Уральскому промышленному региону, на молодом Юге промышленность только формировалась, это происходило уже по новым правилам. Без учёта сословий и национальностей. Туда стекались иностранные капиталы, инженеры и рабочие, даже перевозились из Америки целые заводы.
Но подъём экономики сменился очередным кризисом, причём общеевропейским, потом разразилась Первая мировая война и революция. В 30-е годы пришла индустриализация и чёрная металлургия в нашей стране действительно заняла достойное место. Но это уже совсем другая история…
Компания СЛТ поставляет оборудование для литейных, металлургических и металлообрабатывающих цехов. Разрабатывает проекты модернизации и строительства новых производств, помогает наладить существующую или освоить новую технологию. О наших услугах читайте здесь.