Обычно к Пасхе я начинаю готовится за неделю (первая половина Страстной Седмицы у меня уходит на материальные (продукты, подарки), вторая – духовные (исповедь, Причастие, посещение всех важных служб, начиная с вечера четверга) вопросы, но так как в этом году Пасха выпала на стык месяцев (наиболее напряжённое для меня время на работе), День восстановления независимости Латвии (впрочем, благодаря ему в понедельник можно хоть отоспаться, что немаловажно для всех, кто ходит в храм) и моё личное женское ухудшение самочувствия, то я к концу Великого поста (Страстная Седмица у нас стоит особняком) сказала близким, что праздник мы будем встречать на расслабоне, поскольку я планирую только покрасить яйца и сходить в храм на ночную служу.
Всё равно у нас каждую Пасху повторяется у нас одно и то же: где-то за две недели до праздника начинаются разговоры на тему «как не хочется выходить из Великого поста», «зачем покупать так много продуктов?», «есть будем мало, так как хотим продолжить придерживаться здоровой линии питания и худеть, худеть, худеть», после чего все всё хотят и всем всего мало, но уже никто никаких заявлений не помнит, в результате чего внутри меня формируется чувство некоторого неудовлетворения действительностью, которое слегка отравляет праздник и мешает радоваться жизни.
Иногда, впрочем, ситуация разворачивается и иным образом – целые сутки мы пропадаем в храме и в гостях, домой заскакиваем только, чтобы пару часов поспать, и приходим в себя исключительно к вечеру – сытые настолько, что уже смотреть ни на что не хочется, в то время как приготовленные блюда стоят и портятся в холодильнике (образно выражаясь).
В этом году всё получилось…почти гармонично: я ничего не готовила (только подготовила продукты на неделю и, как и планировала, покрасила яйца), муж пожарил мясо, а в гостях мы сидели ночью, так что после утренней службы я смогла спокойно выспаться и даже съесть пару яичек под майонезом и зелёным луком вечером, пока поздравляла родных по «Skype», слушала песни первого полуфинала «Евровидения-2024» и пыталась смотреть новую «Дюну» (2021 года, а то вторая часть вышла, а я ещё и первую не видела).
Не задалось только с расслабоном. В субботу мне захотелось взглянуть на праздничное шествие в народных костюмах на Ратушной площади. День восстановления независимости Латвии потихоньку втянул меня в своё веселье. На улице поначалу было хорошо, но ближе к обеду солнце стало сиять так, что я всю дорогу потела и искала, где бы нырнуть в тень. Соответственно, вернувшись из храма, куда я заскочила, чтобы освятить яйца с солью, я целый час не могла заставить себя выйти из душа, поскольку каждый раз, когда мой взгляд падал на термометр, выдававший «+27,5», мне начинало казаться, что у меня сейчас случится солнечный удар (шутка). На самом деле, я устала ещё накануне, так как вечером/ночью пятницы нас посетил второй признак подготовки к Пасхе – стремление всё прибрать, выкинуть и закрыть все вопросы, которые можно закрыть быстро (и ничего, что их миллион).
На ночную службу я шла относительно бодренько только потому, что смогла поспать полчаса, что, впрочем, не помешало мне к двум ночи начать засыпать стоя. Естественно, что в таком состоянии я мало что вынесла из происходящего, так как была сосредоточена на сущих пустяках – не уснуть, не упасть, не забыть похристосоваться, не разлить, не уронить, не нырнуть лицом в салат и т.д., и т.п. С другой стороны, всё было настолько привычно и… умиротворённо, что ли, что никаких особых духовных встрясок и не ожидалось. В пасхальную ночь у нас даже погода была на удивление тихой (обычно это считается признаком присутствия Бога), так что у меня впервые в жизни не погасла свеча во время Крестного хода вокруг храма (обычно гаснут, не успеваю я спуститься по ступеням), что я посчитала настоящим чудом и исполненным желанием (давно о таком мечтала, на самом деле).
Так как на Пасху мы, в основном, общаемся с воцерковлёнными, то я нередко выношу из наших бесед/посиделок какой-то важный для себя духовный опыт, но в эту Пасху ничего подобного не случилось, так как, в основном, все делились мирскими новостями или уже известными мне положениями (но я, на самом деле, много чего знаю, так что на новые открытия рассчитывать… почти не приходится). Не удивительно, что при таком раскладе одним из самых ярких впечатлений (кроме того, что Пасха, что ещё год жизни нам обеспечен, что можно подвести черту под очередным временным отрезком) для меня стал… новый салат, впечатливший меня настолько, что мне немного и с собой дали, чтобы я дома, на свежую голову, смогла разобрать ингредиенты и повторить замес из варёной курицы, сельдерея, винограда, грецких орехов и крохотного количества корейской морковки, которую поначалу даже и не заметила.
Сейчас, главное, не разъесться (что почти невыполнимо, учитывая, сколько новых конфет мне предстоит попробовать – всё же я соскучилась по сладкому) и не облениться, читая вместо привычных утренних и вечерних молитв коротенькие «Пасхальные часы». Впрочем, Светлая Седмица пролетит, скорее всего, настолько стремительно, что, может, уместнее будет сказать: «А давайте плюнем на всё и сполна насладимся праздником?».
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.