Завтра, 7 мая Владимир Путин в очередной раз официально вступит в должность президента России. По Конституции сразу же после инаугурации правительство Михаила Мишустина сложит свои полномочия. И с высокой вероятностью Путин переназначит Мишустина на пост премьера: просто потому, что смена главы правительства в разгар СВО и санкционного противостояния с Западом почти наверняка внесёт ненужное напряжение в систему государственных решений.
Будем исходить из того, Мишустин сохранит свой пост. А накануне возможного переназначения попробуем подвести итоги первых 4 лет его премьерства…
Взлёт на «подушке» бюджетных расходов
Сам Мишустин успел недавно подвести итоги своей работы, выступая перед Госдумой. Правительство, по его мнению, поработало хорошо. С той оговоркой, что никому так и не удалось узнать, была ли у правительства Мишустина повестка развития: едва ли не с самого начала работы этому кабинету министров пришлось реагировать на два больших испытания — пандемию и санкции, последовавшие вслед за началом «специальной военной операции» России в Украине.
Сам премьер, отчитываясь, перечислил такой приоритетный ряд достижений своего кабинета:
- «Благодаря слаженной работе кабмина экономика уверенно росла, и Россия вошла в топ-5 мировых экономик по паритету покупательской способности» (и это правда);
- «наполнялся федеральный бюджет»;
- россияне получали пенсии и пособия;
- стала доступной льготная ипотека (это тоже правда — но безадресная программа льготной ипотеки сформировала в экономике пузырь и стала ловушкой);
- безработица достигла рекордно низкого уровня 2,8% (и это правда — в России сейчас буквально некому работать).
- Все цифры, упомянутые в отчете впечатляющие и позитивные. С одной, возможно, главной оговоркой: в годы премьерства Мишустина экономика набрала темп благодаря рекордным бюджетным расходам — сначала в пандемию коронавируса, а потом после начала спецоперации.
Скорее всего, без этих трат успехи правительства Мишустина была бы куда менее впечатляющими. Совокупный объем бюджетных средств, направленных на борьбу с пандемией в 2020 году, составил 9% ВВП. Бюджетный импульс после начала СВО в 2022–2023 годах оценивается в 10% ВВП.
Таких трат при предыдущих премьерах не было.
Нацпроект «Пандемия»
По мнению ряда источников, назначение Мишустина было во многом спонтанным. Владимир Путин в общем не собирался отправлять в отставку своего «преемника» и премьера-«долгожителя» Дмитрия Медведева. Но вынужден был это сделать, поскольку тот не согласился с изменением Конституции, легализовавшим новые президентские сроки Путина. По слухам, Медведев работал над другим вариантом конституционной реформы, который сильно отличался от предложенного Путиным.
Так что Мишустин в буквальном смысле подвернулся президенту «под руку». И сделал это вовремя - неэффективная работа правительства Медведева, накопившего к концу 2019 года 1 трлн рублей неизрасходованных бюджетных средств, едва ощутимый экономический рост и падающие доходы населения, пробуксовка национальных проектов, которые Путин в 2018 году объявил программой своего нового президентского срока, — всё это тянуло вниз рейтинги правительства и власти в целом.
Не случайно первым обещанием только что назначенного в январе 2020 года Мишустина было ускорить работу над нацпроектами.
На фоне предшественников правительство Мишустина было подчеркнуто технократическим. Но сформировать его полностью самостоятельно Путин Мишустину не дал даже в части заместителей премьера. Свои места сохранили те, кого Путин не просто считал успешными, а с кем он напрямую работал по вопросам, имеющим для него особое значение. Это Антон Силуанов, оставшийся министром финансов (хотя и потерявший пост вице-премьера), почти все силовики, министр энергетики Александр Новак, сблизившийся с Путиным на теме нефтяной сделки и ОПЕК+, вице-премьер Юрий Трутнев, отвечающий за Арктику и Дальний Восток, вице-премьер по оборонно-промышленному комплексу Юрий Борисов. Из Кремля реализовывать нацпроекты перешел помощник Путина Андрей Белоусов (позже он едва не стал премьером, когда Мишустин заболел коронавирусом, — Путин даже подписал указ о назначении Белоусова и.о. премьера, чего при болезни Медведева никогда не делал).
Когда Путин назначал Мишустина премьером, в Китае уже вовсю развивалась эпидемия COVID-19, а в конце февраля 2020 года первые заболевшие появились в Москве. Главной задачей нового правительства сразу же стало антикризисное перераспределение бюджетных средств в условиях пандемии — нацпроекты отложили на потом.
Как свидетельствуют знакомые с ситуацией федеральные чиновники, Мишустин в отличие от Медведева с большой ревностью относился к контактам своих подчиненных с Владимиром Путиным. Все контакты с первым лицом должны были осуществляться только через него. И в начале срока Мишустина премьер и президент действительно часто общались. Но к 2024 году частота личных встреч фактически сошла на нет.
Упакованы и забыты
Спустя год после назначения, зимой 2021 года, Мишустин и его команда всё же попробовали реализовать что-то похожее на повестку развития и придумали модный план по реализации нацпроектов. По поручению Мишустина был создан специальный координационный центр по их исполнению — напротив Дома правительства в центре Москвы, в цоколе сталинской высотки гостиницы «Украина». Премьер и сейчас любит проводить там стратегические сессии. Между собой чиновники называют его «бункер».
Кроме того, Мишустин придумал систему мониторинга исполнения национальных проектов с использованием искусственного интеллекта и представил его Путину. План изобиловал англицизмами и сленгом айтишников: установочное совещание было названо kick off, работу над проектами предлагалось строить по принципам As-Is/To-Be (как должно быть), ставить цели предлагалось по метрикам SMART, а достигать их — по принципу «только change и disrupt».
Сами национальные проекты переупаковали, переименовали и разбили на тематические блоки с красивыми названиями: например, «Новый общественный договор» (внедрение адресных социальных пособий для нуждающихся семей), «Повышение доверия и улучшение делового климата» (под этим скрывалась реформа правоохранительной и судебной системы), «Национальная инновационная система» (программа развития IT, предполагающая в том числе план ухода от «токсичных государственных инвестиций»).
Общая стоимость нацпроектов оценивалась в 25,7 трлн рублей. Сначала эта сумма была рассчитана до 2024 года, но в 2020 году из-за коронавируса исполнение проектов продлили до 2030 года. К нынешнему моменту они окончательно забыты. В своём выступлении в Госдуме в апреле 2024 года премьер упоминал национальные проекты, но не заострял на них внимание как на сущности.
«Правительство СВО»
Мишустин любит подчёркивать, какой он хороший и технологичный организатор. И во многом это, пожалуй, действительно так. Во всяком случае, если судить по исполнению главного KPI бюрократа — подготовленным документам. При Мишустине бумаги действительно стали готовиться и согласовываться быстрее, отмечают источники, знакомые с работой правительства. Которую, кстати, с февраля 2022 года можно разделить на два основных блока: обеспечение регулярных поставок вооружений (+ снабжение фронта) и поддержка экономики в условиях санкций. С обеими задачами правительство справляется.
Тем не менее в начале спецопераци Мишустин, обычно любящий пиар и внимание СМИ, несколько «потерялся» и притушил всю пиар-активность. Стратегией Мишустина стала молчаливая, но техничная работа: исполнение социальной политики, распределение субсидий, организация параллельного импорта, оформление сотен подзаконных актов, регулирующих новую экономическую реальность, помощь бизнесу в решении вопросов, связанных с санкциями. Налицо было идеальное технократическое правительство, не имеющее никакой самостоятельной повестки.
Но у скорости принятия решений была и есть обратная сторона - очень высокая неряшливость, которую приходилось многократно править, исправляя очевидные ляпы.
Между прочим словосочетание «специальная военная операция» Мишустин впервые произнёс уже после мобилизации, когда Путин назначил премьера руководить координационным советом по обеспечению вооруженных сил. Многие чиновники рвутся продемонстрировать свое присутствие в зоне боевых действий или на «новых территориях». «На фронт» пришлось съездить даже второму лицу «партии технократов», мэру Москвы Сергею Собянину. А вот премьер Мишустин так до сих пор туда и не доехал, предпочитая управлять снабжением из столицы.
Премьер – «всем ребятам пример»
Мишустин — хороший аппаратчик и чуткий подчинённый, говорят знающие его люди: он очень хорошо понимает настроения в Кремле и старается не просто им соответствовать, а даже опережать - лишь бы президент был доволен, создавая впечатление настоящего «отличника». Например, в 2021 и 2023 годах, когда Путин был недоволен высокой инфляцией, премьер активно поддерживал нерыночное регулирование цен, несмотря на то что для экономики это скорее вредный шаг. Только в течение осени 2023 года принимались решения о регулировании цен на топливо, мясо птицы, зерно и о давлении на торговые сети.
Сравнивать премьера Мишустина с его предшественниками не очень корректно. За последние четыре года кабмину пришлось бороться с двумя масштабными экономическими шоками, а антикризисное управление сильно отличается от регулярного. Но запомнится правительство Мишустина, скорее всего, двумя вещами. Во-первых, это технократическое правительство, устранившееся от политики и занимающееся исключительно управлением, ставшее такой же опорой президента, как и силовики. Во-вторых, правительство Мишустина — правительство «времён СВО», а там, где речь идёт о боевых действиях, о развитии говорить непросто...