Я купил Малевича!
Я крайне равнодушно отношусь к живописи, мне нравятся отдельные картины, сюжеты, рамы, но вот в комплексе – равнодушен.
Много лет назад, еще студентом, я увидел в Эрмитаже «Черный квадрат». Это было ещё до Главного штаба. Я не собирался его смотреть, но раз зашел - то посмотрю. Конечно, я знал об этой картине, но чтобы «трепетно затрепыхалась душа» – нет.
Малевич утвердил квадрат как универсальную форму — первичную супрематическую «клетку», трансформация которой давала все иные геометрические конфигурации. Малевич использовал квадрат как знак супрематизма, партийную символику УНОВИСА, созданного им в Витебске, как философское понятие и личную подпись.
А тут, гуляя по мешку, нахожу чайную пару по рисунку Николая Суетина, и меня «цепляет», начинаю читать про технику, стиль, представителей направления и нахожу выставку в Русском музее, посвященную ближайшим ученикам Казимира Малевича «Николай Суетин. Илья Чашник», которую я посетил (и жалею, что один раз).
В 2017 году Русский музей получил в дар по завещанию Н.Н. Суетиной от ее наследницы Р. Ф. Стримайтис материалы так называемого «Архива Анны Лепорской», ученицы и секретаря К.С. Малевича. Этот уникальный архив состоял из большого числа рисунков разных авторов, учебных набросков, схем, выполненных К.С. Малевичем и другими ведущими мастерами русского авангарда. В ряду выставок, знакомящих с первой и второй частями дара Н.Н. Суетиной – неизвестными ранее рисунками Малевича и с творчеством А.А. Лепорской – выставка, посвященная ближайшим ученикам и сотрудникам Малевича Илье Чашнику (1902–1929) и Николаю Суетину (1897–1954). Она призвана завершить обработку и исследование поступившего в Русский музей «Архива Лепорской». Выставка представит целый ряд ранее неизвестных рисунков, связанных с исследовательской деятельностью Чашника и Суетина в ГИНХУКе и с их дизайнерскими поисками. Особый раздел выставки составят работы Суетина – главного художника Ленинградского фарфорового завода, представляющие интересную и значительную, но пока мало известную зрителям страницу истории послереволюционного авангарда (информация с сайта Русского музея).
Мои фото с выставки
И меня «цепляет» еще больше.
Думаю, а что можно, кроме книг, купить, чтобы радовало глаз. Я нашел:
марку, чайную пару ЛФЗ, чайную пару Минского фарфорового завода (ныне прекративший существование), не счетное количество книг, монету, какие-то открытки, самодельные значки и украшения, которые издалека напоминают «Черный квадрат». Если с посудой понятно, то с более декоративными предметами сложно.
Так вот, гуляя дальше по просторам интернета в поисках «чуда», нахожу на Авито брендированные для «Альфа Банка» запонки, три штуки, с изображением «Черного квадрата» (второе авторское повторение), «Черного круга», «Черного креста».
Второе авторское повторение написано в 1923 году для XIV Биеннале в Венеции, имеет размер 106 х 106 сантиметров. Стало частью триптиха «Квадрат», «Круг» и «Крест». Эта картина отличается по пропорциям от подлинника. Хранится в Русском музее.