И речь идёт о доречевых навыках у глухих и не только у глухих детей.
Статья будет полезна для родителей, воспитывающих детей с другими нарушениями.
Когда же мы будем говорить? Занимаемся полгода, год, а речи еще нет. Как же так? Ребенок все еще не повторяет слова, он уже многое умеет, но не учится речи сам. Почему? Для того, чтобы начать обучение ребенка, необходимо сформировать у него некоторые навыки, на базе которых будет строиться дальнейшее обучение.
1. Внимание на лицо
2. Имитация или подражание
3. Да и нет.
4. Указательный жест
5. Дай и на
6. Стоп. Жди.
А почему сурдопедагоги об этом молчат?
Да во-первых, сурдопедагоги, как и другие дефектологи, не могут прочитать родителям весь курс обучения, рассчитанный на 5 лет в ВУЗе, и рассказывают лишь о том, о чем их спрашивают, а во-вторых, потому что сурдопедагогика подразумевает наличие только одного нарушения - слуха. И в большинстве случаев проблем у детей (которые были протезированы чем-нибудь в младенческом возрасте) с этими навыками не возникает. У них изначально сохранные все функции, кроме функции слуха. Остальные сложности возникают и нарастают со временем, которое ребенок не слышит, а значит вполне поддаются коррекции, правда, в разной степени. Однако в настоящий момент количество детей, имеющих сложную структуру дефекта, растет, и найти малыша, у которого только нарушение слуха и больше ничего, бывает непросто. Так же несмотря на прорыв в слухопротезировании, остается дефицит сурдопедагогов. В следствие чего, дети получают помощь от других непрофильных специалистов, которые могут быть классными специалистами в какой-то своей теме, но при этом быть абсолютно некомпетентными в теме о нарушении слуха. Поэтому тему, о которой молчат сурдопедагоги и говорят дефектологи, необходимо осветить отдельно.
А теперь обо всем по порядку:
1. Внимание на лицо. В обучении ребенка с нарушенным слухом очень важно как можно раньше научить его сосредоточивать свое внимание на лице взрослого. Для этого можно использовать рамки, рисование на лице, маски зверушек, яркую помаду, а так же улыбка. Все, что привлечет внимание ребенка. Взгляд ребенка - это его первый социальный контакт. Ребенок, который смотрит в лицо взрослому, имеет канал связи. Любое общение начинается со взгляда.
2. Имитация или подражание. Имитация - это способность ребенка "копировать" действия других людей, их действия с предметами, движения, звуки и слова. В норме дети учатся имитировать еще в младенческом возрасте, повторяя за взрослыми движения, звуки, слова. Навыки подражания являются необходимой основой для любого обучения.
Примеры:
- имитация движений крупной моторики - поднять руки вверх так же, как педагог/мама/группа детей.
- имитация движений мелкой моторики - показать два пальца так же, как педагог/мама/группа детей.
- имитация движений артикуляционной моторики - выполнить упражнения артикуляционной гимнастики за логопедом.
- имитация вербальная или словесная - повторить за другим человеком звук, слог, слово, текст.
- имитация игровая - повторить игровые действия за другим человеком. Положить куклу в кроватку, а сосиску в тарелку.
- имитация бытовая - повторить бытовые действия за другим человеком. Снять обувь, есть ложкой, мыть руки
- имитация сюжетная - повторить сюжет изображения на картинке
- и многое-многое другое.
Имитация включает в себя три основные задачи - понаблюдать за деятельностью другого человека, проанализировать ее и повторить. Ребенок, который не способен повторить действия взрослого будет испытывать сложности в обучении.
3. Да и нет. Малыш должен понимать слово и/или жесты согласия и несогласия. А так же уметь их использовать в своей жизни.
Варианты игр:
- Собирать сортеры, комментируя и показывая жестом "да" и "нет"
- Собирать пирамидку, используя подходящие и неподходящие колечки. Неподходящие колечки можно взять из другой пирамидки.
- Есть ли в мешочке/ в коробочке/ в баночке пуговка (машинка, рыбка, конфетка). Погремите коробочкой или пощупайте мешочек, комментируя "да" и "нет".
- Переворачивать карточки - с изображением или пустые.
- Переворачивать карточки изображением в поиске конкретного изображения. Это мяч? Да/нет.
Занятие длится 10-40 минут, игра - минуты 2. А ребенок бодрствует и познает мир 10-12 часов в сутки. Он проводит это время в детскому саду, в дороге, в больнице или дома. Чем можно заняться?
- Включать и выключать свет, комментируя и показывая жестом "да" и "нет"
- Включать и выключать воду
- Включать и выключать музыку
- Включать и выключать мультики. Очень актуально для детей. Выключается мультфильм - ребенок переключает внимание на взрослого и слышит слово "нет". Когда он поспорит со взрослым, аргументируя свое мнение словом "да", значит он понял смысл. Так же отмечу, что я не рекомендую "борщить" и просмотром мультиков. Кроме того, добавлю, что современные мультики необходимо фильтровать.
- Листать фото в телефоне с целью найти на них маму, папу или малыша. Это мама? Да. Это мама? Нет.
- Папа прячется за дверью и стучит. Мама говорит: "Там папа?" Папа повторяет стук. "Да!". Малыш открывает дверь. Мама повторяет: "да! Там папа! Да! Да! Да!". Снова закрывайте дверь. Папа уходит, никто не стучит в дверь. Мама делает свои предположения: "нет", подразумевая, что никого нет, раз никто не стучит в дверь. Малыш открывает дверь, и папы за дверью действительно нет. "Нет. Папы нет".
- Папа собирает табуретку. У него 12 гаечных ключей и сын, которого невозможно увести от папы, собирающего табуретку. Папа намеренно берет неподходящие к гайке ключи. У него целых 11 поводов сказать "нет".
Когда ребенок освоит простые слова с жестами "да" и "нет". Когда научится понимать их и давать ответ, и когда эти слова начнут регулировать его деятельность и деятельность окружающих людей, можно перейти к более сложным философским вопросам:
Что есть "Да" и что есть "Нет"? Всегда ли слово "да" является согласием, а "нет" - несогласием?
- Отказывать или соглашаться пойти или сделать что-то - гулять, конфетку, на ручки, словами "да" и "нет".
- Настаивать словом "да" на совершении какого-либо действия - надеть шапочку, когда ребенок отказывается, пристегнуться в кресле перед поездкой на машине. Оказывается, слово "да" - не всегда согласие. Ну вот... А ведь все было так радужно, когда малыш слышал "да"! (((
- Разрешать ребенку отказываться от чего-нибудь, подтверждая его "нет" своим "нет". Нет? Он не хочет надевать шорты? Ну нет, - так нет. Предложите джинсы. "Нет" - не всегда несогласие.
- Рассмотрите картинку или обыграйте в игрушки ситуацию, в которой один мальчик делает что-то плохое, а второй хорошее. Например, Петя пытается стукнуть кошку, а Вова защищает ее. Что скажет кошка Пете, а что Вове? Кошка имеет разные мнения в отношении действий двух разных мальчиков.
- Мама предлагает папе надеть дочкину футболку. Папа, конечно, отказывается, а вот дочка соглашается. На одну и ту же футболку папа и дочка будут иметь разные мнения.
Умение понимать и давать ответ "да" и "нет" - очень важные навыки. В дальнейшем эти понятия "расщепляются" на понятия "можно" и "нельзя", "правильно" и "неправильно", "хочу" и "не хочу", а между последними вставляется понятие "надо", которые в последствии так же создадут базу для понимания многих других явлений и вещей в жизни ребенка.
4. Указательный жест.
Многие глухие малыши не понимают указательный жест. И чем сильнее у ребенка нарушен слух, тем хуже он понимает смысл этого жеста. Глухие детки не концентрируют свое внимание. Поскольку слух у них нарушен, внимание их долго зрительное и непроизвольное. Это происходит не только по причине возраста, но и в силу выпадения слуховой функции, и как следствие, в силу искажения восприятия в целом. Мама что-то говорит. На ее лице куча разных движений, мимика. Она постоянно жестикулирует. У нее двигается лицо, рот, глаза, руки. Нужно научиться выделять один жест из всех – указательный жест. И научиться им пользоваться.
Вариант 1. Если ребенок уже смотрит на педагога или маму/папу. Я подношу указательный жест к своему лицу, перевожу на него свой взгляд и отвожу руку к указываемому предмету ближе, и ближе, говоря «Тут», «Это» или называя предмет «мяч». Ребенок переключается с моих глаз на указательный жест, а с жеста на предмет, на который я указываю. Представьте себе, как будто на вашем лице лежит внимание ребенка. А ваша рука передает это внимание как эстафетную палочку с лица на палец и на указываемый предмет. Повторить 100 раз, постепенно сантиметр за сантиметром увеличивая расстояние между лицом, указательным жестом и указываемым предметом.
Вариант 2. Если ребенок смотрит на интересующий его предмет. Следите за вниманием ребенка, на что он смотрит, указывайте на этот объект пальцем, касаясь его и рассказывайте о нем хотя бы одним словом. Например, ребенок смотрит на кубик. Называйте кубик словом. Показывайте на него пальцем, то трогая его, то отводя палец чуть дальше от кубика. Возьмите ребенка на руки или как бы невзначай обнимите его, отсядьте от кубика чуть дальше и продолжайте указывать на кубик пальцем. Повернитесь в сторону игрушек, ткните в них пальцем и предложите найти кубик, указывая и говоря: "кубик! Там кубик!". Если ребенка интересует другой предмет, используйте его.
Указательный жест поможет ребенку с нарушениями сконцентрировать свое внимание и обратить его именно на те явления и предметы, о которых идет речь.
5. Дай и На.
О том, как научить ребенка с нарушенным слухом использовать слова "Дай" и "На" мы уже говорили в статье 4.9 Ситуативное понимание вопросов. Чтобы не менять структуру сегодняшней статьи, я повторюсь.
1. Для того, чтобы научить малыша давать предмет, нам понадобится целая компания, состоящая из членов семьи. На диване сидят папа, бабушка и дедушка. Я даю малышу корзинку с одинаковыми предметами. Например, с шишками. Малыш подходит к папе. Папа протягивает руку и говорит одно слово «Дай». Я помогаю малышу достать шишку из корзинки и подталкиваю его руку к папе. Папа забирает шишку. Малыш подходит к бабушке. Бабушка просит одним словом «Дай». Я помогаю малышу достать шишку и подталкиваю его руку, чтобы он дал шишку бабушке. Так повторяется, пока малыш не догадается, что нужно дать шишку, когда он слышит слово «Дай». Так же ребенка можно посадить на диван вместе с «просящими», а с корзинкой может ходить кто-нибудь другой.
2. Малыш научился давать шишку, когда слышит слово «Дай», научился сам просить шишку. Теперь нужно научиться слушать, просят ли его дать шишку или нет? Слушать собеседника. Повторяем действие. Ребенок подходит к папе. Папа молчит. Он не просит шишку. Малыш протягивает папе шишку, но папа ее не берет. Я показываю, что папа не просил шишку. Мотаю головой, говорю, нет, папа не просил, нет. Я веду ребенка к бабушке и показываю, что я слушаю бабушку. Бабушка просит «Дай!». Конечно мы дадим бабушке шишку. Мы подходим к дедушке. Дедушка молчит, не просит шишку. Я показываю, что слушаю дедушку. Но не слышу ничего. Мы возвращаемся с ребенком к папе и слушаем его. Папа просит «дай». Мы даем папе шишку.
В корзинку можно положить другие одинаковые предметы. (Если брать разные, ребенок может застрять на разглядывании разных предметов). Так же ребенка нужно посадить на диван вместе с «просящими», а с корзинкой будет ходить кто-нибудь другой. Я сажусь рядом с ребенком на диван и могу просить шишку. А могу и не просить.
3. Усложняем задачу: произносим 2 слова «дай шишку». (мяч, гриб. Меняем слова по мере нарастания словарного запаса ребенка). Так же со временем можно увеличить фразу до трех слов «Дай мне шишку».
С шишками мы разобрались. У ребенка всегда был в руках только один и тот же предмет. Он раздавал шишки всем, кто просит. А как быть, если у ребенка в руках не один, а два-три разных предмета? Надо учить ребенка давать одну из трех игрушек, которые стоят перед ним.
4. Я выкладываю на стол или на ковер перед ребенком три игрушки и называю их: мяч, дом, рыба. После чего называю одну игрушку. Например, «Мяч. Дай мяч!» Малыш ищет мяч.
5. "На". Ребенок садится на диванчик с остальными участниками игры. Мама по очереди выдает каждому по шишке, проговаривая "На". Она останавливается около кого-нибудь, держит корзинку и молчит. Ждет. Другой член игры тоже ждет и показывает, что мама ничего не говорит. Мама снова начинает выдавать шишки, проговаривая "на". Повторить с другими членами игры и с ребенком.
6. Члены игры садятся в круг и по очереди передают друг другу мяч, проговаривая слово "на".
7. Задание для детей, умеющих собирать пирамидку, сортер или матрешку. У каждого члена игры есть по одной детали. Ребенок либо просит деталь словом "дай", либо члены семьи сами дают ему деталь. Если она не подходит, активизируем слова "да" и "нет".
Как активизировать слово в жизни ребенка?
Раздавать все со словами "На" и создавать ситуации, в которых ребенок или другой член семьи вынужден сказать "Дай".
- мама позвала семью на обед. Все садятся за стол. И ни у кого нет ложек. Папа обращает внимание ребенка на то, что нет ложки. Мама стоит рядом с ложками. Он обращается к маме со словами: "Дай! Дай ложку". Осталные члены семьи повторяют действие, побуждая ребенка повторить.
- мама позвала семью на обед. Все садятся за стол. И ни у кого нет ложек. Папа обращает внимание ребенка на то, что нет ложки. Мама стоит рядом с ложками. Она передает ребенку ложки и помогает ему раздать их, проговаривая слово "На" и побуждая ребенка делать так же.
Словом, создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит несоответствие обычной привычной жизни и попробует решить проблему. Какие еще ситуации можно придумать?
- Есть еда, нет стульев на кухне.
- Есть один ботинок, но нет второго. Он в зоне видимости ребенка, но вне досягаемости. На вешалке, например.
- Есть сок, но нет трубочки. Все в зоне видимости
- Есть машина, но нет колес. Все в зоне видимости
Мы не отбираем у ребенка ботинки, трубочки и ложки. Мы не ставим категоричнское условие требовать предмет. Мы создаем ситуацию. Это важно понимать. Ребенок, хорошо владеющий функциями - "дай", "на", подставляет к нему известные ему значения - другие слова (сок, банан, кошку, би-би, ложку, носок). Если требуемое слово незнакомо, можно научить его ссылаться на универсальное значение - "это". "Дай это"+указательный жест, а так же регуляция действий взрослого: "да" (да, ты верно понял, я хочу получить вот этот предмет) или "нет" (я хочу другой предмет). Всё! Теперь малыш - властелин мира!
6. Стоп. Жди. Ребенок должен уметь понимать слово "стоп" или любое другое слово, которое остановит его деятельность. Это регуляция поведения ребёнка и самостоятельная регуляция ребёнком своего поведения.
Одними из первых упражнений, направленных на регуляцию поведения, являются хорошо известные многим из нас упражнения с музыкальными инструментами. Ребенок идёт под звук барабана и останавливается, когда не слышит его, бежит под быстрый бой барабана или прыгает, услышав 2 удара подряд. Ребенок танцует под звук гармошки, садится под звук флейты и встаёт, когда слышит, что звука нет, вращается вокруг себя под звук колокольчика. Если этот упражнение Ребенок выполняет хорошо, то можно учить его реагировать на слово "стоп" при выполнении любых других продолжающихся действий.
Например:
- педагог (или мама) с ребенком хлопают в ладоши, проговаривая какой-нибудь звук или слог. Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- педагог побуждает ребенка бегать, например, словом "беги! Беги!". Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- ребенок вытягивает из коробочки длинную ленточку, верёвочку или мишуру, проговаривая "тяни! Тяни!". Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- ребенок льёт воду из бутылочки в тазик. Педагог проговаривает: "лей! Лей!" Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- ребенок бьёт в барабан. Педагог проговаривает "Бей!" Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- ребенок или дети кидают в корзину тряпичные мячи. Педагог проговаривает "бросай!". Педагог останавливается, вытягивает руку открытой ладонью вперёд к ребенку и говорит "стоп".
- дети садятся в круг. Включается музыка, дети по кругу передают друг другу мяч. Музыка останавливается, педагог говорит "стоп!"
Если ребенок не умеет выполнять инструкцию, педагог останавливается его какой-нибудь действием и обращается внимание на свое лицо, говорящего слово "стоп".
Когда малыш научится выполнять инструкцию, можно добавить к тем же самым играм слово "жди".
Сформированные "Стоп" и "жди" выходят из кабинета сурдопедагога и следуют за ребенком, куда бы он ни пошёл.
- "Стоп" и "жди" просто необходимо использовать на перекрестках у светофора.
- "Стоп" и "жди" используются на улице, в магазине, в поликлинике, да даже просто, когда мама разговаривает с другим человеком.
- за столом, когда ребенку подают горячее блюдо или напиток: "Стоп! Жига! Ай-яй-яй! Жди."
- Мама еще одевается, а одетый малыш уже убежал! Стоп! Жди! Жди маму!
"Стоп" и "жди" - базовые навыки, связанные с безопасностью ребенка. Конечно, желательно, чтобы ребенок понимал и выполнял эту инструкцию на слух, но если это вызывает затруднения, можно использовать совместно с жестами.
Что мы, собственно, делаем? Или в чем секрет?
Ранее я уже выкладывала табличку, как и в какой последовательности развивается ребенок. Все ее знают.
Я очень люблю образы. С ними легче понять многие сложные вещи без длительного обсуждения и нагромождения текста. И здесь я использую тот же прием. Без сформированных доречевых навыков, к сожалению, пирамида обучения у особого ребенка выглядит примерно так:
Иногда чуть лучше, иногда чуть хуже... У нас нет готовой базы для того, чтобы формировать последующие этапы.
Формирование вышеописанных умений служит своеобразным стержнем, который держит всю эту криво стоящую пирамиду, а значит дают педагогу и родителям необходимую базу и поле работы. Да, кривую, косую, неустойчивую, но все же базу, на которой можно работать. И, как вы заметили, до речи, как и до регуляции своего поведения и обучения здесь еще далеко. Это очень важный момент, который касается детей со многими другими нарушениями.
Вот тут место доречевых навыков у ребенка с нарушениями слуха. Да и у детей со многими другими нарушениями. Конечно, у любого особого ребенка эти навыки, как и многие другие, формируются с не меньшими усилиями. На их формирование уйдёт время. Эти умения - не просто слова, которые учит ребенок. Их нужно научиться понимать, говорить, использовать в разных ситуациях - на занятиях, в детском саду, в общественных местах, дома. Нет особого толку в огромном количестве слов-зверушек и игрушек, пока ребенок не умеет пользоваться словами "да"/"нет"/"стоп"/"дай", не владеет указательным жестом и имитацией, не регулирует свое поведение или действия взрослого словами "да"/"нет" или не вступает в полемику, используя их. Умение подражать поможет ребёнку открыть рот по подражанию на приёме у врача. Умение отвечать "да" и "нет", пусть даже жестом, пригодится на перекрёстке. Нет, едут машины. Идти нельзя. "Да" и "нет" помогает ребёнку выразить свои мысли и понять окружающих. "Жди" используется в любой очереди. "Стоп" - ограждение от любой опасности. Указательный жест учит ребёнка сосредоточивать внимание на наиболее важных вещах - дорога. Стержень из этих сформированных умений поможет в развитии не только глухих детей.
Предыдущая статья - "Еще подборка игр, как развивать ребенка с нарушениями слуха по дороге из детского сада или школы"
Следующая статья - "Актуализация навыков, знаний и умений у особого ребенка."