Немного истории. Поступила я в медицинский университет после окончания школы в далёком 1995 году. Поступила на бюджетное отделение, что на сегодняшний день для многих нереально, т.к большинство ВУЗОВ у нас коммерческие (даже те, что государственные) к сожалению. Учиться было сложно, несмотря на то, что я посещала подготовительные курсы при университете, где давали программу первого курса по биологии и химии. Самым сложным для меня было то, что мы начали учить латинский язык и анатомию на латыни одновременно. Приходилось зубрить названия костей на латыни, которую ещё совсем не знали. Толщина книг по анатомии, химии, гистологии, биологии также не радовала. Вобщем первый курс, а вернее первый семестр 1-го курса-это был тест на выживание. Так как учились до вечера, затем зубрежка дома, а утром опять в университет. Кстати очень много студентов уходит именно с 1го курса, т.к не все выдерживают этот ритм и большой объём информации. В медицинских ВУЗАХ занятия проходят в разных корпусах. И, зачастую, студенты просто физически не могут вовремя успеть на занятие в другом конце города (многие кафедры находятся в медицинских центрах, госпиталях и т.п.). А преподаватели, сами понимаете, бывают разные (многие принципиально не пускали опоздавших). А если пропускаешь лекции или практику, их придётся отрабатывать (даже справки о болезни не помогут). И такой ритм обучения продолжается 3 года, далее становится легче (привычка, плюс добавляются предметы по специальности стоматология) и интереснее. Безусловно, интересно учиться и первые 3 курса, но довольно сложно. На 3-м курсе начинается практика по специальности. Здесь преподаватели веселятся, как могут (их можно понять). Представьте группу студентов, которые все одновременно пытаются заглянуть в рот к пациенту...Однажды хирург предложил удалить зуб бабушке кому-то из нашей группы (нужно было сделать анестезию, выбрать щипцы, сделать гемостаз). Все боялись и стеснялись, никто не решился. Тогда хирург взял марлевую салфетку и пальцами вынул бабушке зуб, та даже не успела понять, т.к он был подвижен. Вот так бабушка спаслась от нашей анестезии и щипцов! Много было забавных моментов и не очень за время обучения и практики. Но в моё время студентам давали практиковать, что-то делать самим, пробовать. Сейчас у студентов нет такой возможности (если только родственники не стоматологи). Я это знаю, т.к мои ассистенты (в основном студенты) делятся впечатлениями от своего обучения сейчас, кстати очень дорогостоящего на сегодняшний день. В лучшем случае им дают теорию...фантомы (симуляторы), которые есть на кафедрах никто не даёт, т.к студенты могут их сломать ( вобщем показуха для отчётности). Представляете, даже такой практики не дают, неговоря уже о людях. Где молодым специалистам, которые только окончили ВУЗ, набираться опыта? Вопрос риторический. И такой же вопрос о том, на что тратятся деньги, которые ВУЗЫ берут за обучение со студентов, а вернее их родителей?...
Мне очень повезло в этом плане. Помимо какой-никакой практики в университете и интернатуре я попала в частную клинику с очень хорошим руководителем. Он был сам стоматолог и открыл свою клинику одним из первых в городе...В то время частных клиник было не так уж много. Он настолько был дальновидным и предприимчивым, что готовил врачей для своей клиники из вчерашних студентов. Я начинала работать ассистентом врача (хотя официально уже была с дипломом врача) и была счастлива, т.к меня учили всему (практике) с нуля. Тогда не было, как сейчас, общедоступной информации о протоколах современного лечения (американская, израильская школа стоматологии), массовых и доступных тренингов..И хозяин клиники приглашал на работу наставников-врачей, которые обучали всех работать по одним стандартам лечения (многие из них до сих пор актуальны). На тот момент- это было настолько непривычно, что тебя учат бесплатно, да ещё и курируют твою работу, когда ты выходишь на самостоятельный приём. Причём врач начинает самостоятельно вести приём только после сдачи определенных тестов по теории и практике (минимум на 100 удалённых зубах надо было сделать пломбы, каналы..и т.д). Но в итоге, как я сейчас уже понимаю, финансовые вложения в обучение сотрудников окупились очень быстро. В идеале так должны учить в ВУЗАХ! Возможно, кода нибудь это будет так. Очень хочу верить, что практика наставничества, которая всегда была в нашей медицине вернётся. Так как хороший врач- это опытный врач. А опыт лучше перенимать у наставника, а не только нарабатывать самому. Как говорил мой шеф: "проще сразу научить врача как надо работать "с чистого листа", чем переучивать "специалиста!" И ещё одна фраза, которая мне нравится: " начинай с лучшего, к плохому уровню ты всегда успеешь скатиться!"
Надеюсь, что наша медицина не превратится в сплошную коммерцию (хотя без денег тоже
нет развития), а останется благородной и честной профессией.
Желаю, чтобы вам в жизни встречались только классные врачи! Всем здоровья!
#какясталастоматологом #студентымедики #медицинскийинститут #стоматолог #труднолибытьстоматологом