Найти тему
MIKE R. ROWANS

"Таджики". Эволюция от чернорабочего до прораба

У нас в военном училище было наказание для залетчиков. Провинившийся должен был копать отсюда и до вечера, пока не найдет в земле что-то, похожее на проволоку или провод. Называлось это "отправить на кабель".

Однажды среди залетчиков оказался я. Точнее в очередной раз. И вот сидим мы с коллегами по несчастью и уныло копаем. Именно сидя и именно уныло. Мимо проходит капитан стройбата, простите, инженерных войск, и ухмыляется, что его бойцы откопали бы тут ростовой окоп за час, а мы Ваньку валяем. Что мы могли ответить: "Поэтому его бойцы в стройбате, а мы в ВДВ".

Видимо с тех пор я очень не люблю копать. Даже если придется откапывать клад, я позову пару "таджиков" и они выроют мне и клад, и погреб впридачу. Но вот с "таджиками" случилась незадача...

Когда-то много лет назад я позвал двоих "таджиков" копать площадку для корпусного бассейна. Задача стояла вырыть на 30-40 сантиметров в глубину круглую площадку и засыпать ее песчаной подушкой. Так вот через несколько часов смотрю, они сидят и ничего не делают. Репу чешут. Подошел, спрашиваю, что делают:

— Хозяин, мы яму выкопать, а теперь ее закопать?! Мы не очень понимать.
— Песком засыпать, мать твою. Объяснял же! — Вспылил я.
— А, песок засыпать! — ударил себя по лбу один из них и взялся за лопату.

Это были времена, когда "таджики" брались за любую работу, лишь бы за нее платили. Так они знакомому однажды колодец копали до момента пока не пошел плывун. Потом выпрыгнули из колодца с фразой: не получилось колодец копать, давай дом строить.

А потом мне понадобилось выровнять газон, для чего надо было перекопать его как огород. Купить мотоблок на один раз не имело смысла, поэтому снова обратился к "таджикам", ходившим по улицам: "Хозяииин, работа есть?".

Сносно говоривший на русском таджик (здесь уже не имя нарицательное, а именно уроженцы Таджикистана) согласился все сделать и прийти завтра с утра. Утром он был на месте с тремя помощниками, абсолютно не понимающими разговор на русском и затребовал инструмент:

— Стоить это будет 8 тысяч рублей, — подытожил подбор инструмента мой вчерашний новый работник.
— Почему 8? — удивился я. — Копать тут пару-тройку часов, по тысяче на рыло, а ты, судя по всему, копать не собираешься, если в чистом пришел. Получается, что 3 тысячи на троих твоих помощников.
— Как почему?! — удивился в ответ таджик. — Трое работников, это три тысячи рублей. Остальное мое. Я же прораб!

Дальше он с помощниками уже шел далеко и неспешным шагом, к ишакам и прекрасным горам Таджикистана, гордо неся звание прораба и без труда унося пустые карманы, под непонимающие взгляды "коллег", которые в этот раз остались без работы. "Русский виноват", думали они. Потому что прораб так сказал.

Прошли годы, и теперь правительство Таджикистана заявляет, что Россия должна считаться с мигрантами, не желающими принимать порядки и законы страны, в которую они приехали, чтить ее устои и культуру, и чуть ли не в пупок их целовать, а они будут ходить хозяевами мира, выгоняющими детей со спортивных площадок, избивающих женщин за ношение шорт или просто подростков, которым не повезло родиться "прорабами".