«Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича – одна из самых экстраординарных и обсуждаемых картин за всю историю мирового искусства. И хотя художник создал множество других смелых произведений, именно «Квадрат» стал его визитной карточкой и самой известной работой. Слышим «Малевич» – думаем «Чёрный квадрат», и наоборот. В чем состояла идея художника и какие загадки скрывает знаменитое полотно?
История создания
К 1910-м годам кубизм в русском авангардном искусстве уже достиг апогея, начали формироваться новые художественные тенденции. И основных сложилось две: конструктивизм, во главе которого стал Владимир Татлин, и супрематизм, основателем которого был Казимир Малевич.
Что такое вообще супрематизм? Название течения восходит к латинскому слову supremus – «наивысший». Супрематизм является разновидностью геометрического абстракционизма – направления искусства, где акцент сделан на использовании геометрических форм, зачастую объединенных в абстрактные, беспредметные композиции. Помимо Малевича, к геометрическому абстракционизму обращались такие деятели искусства, как Пит Мондриан, Виктор Вазарели, Робер Делоне, Михаил Ларионов, Ольга Розанова и другие.
В 1913 году Малевич работал над декорациями и костюмами для оперы Матюшина «Победа над Солнцем». В созданных им эскизах впервые и возникло изображение черного квадрата. Оно воплощало победу активного человеческого творчества (черный квадрат) над пассивной природной формой (солнечным кругом).
А саму картину Казимир Малевич написал уже в 1915 году вместе с другими работами в духе супрематизма. Все они экспонировались на футуристической выставке «0,10» в Петрограде. Картин было много, не только Малевича: работы для выставки представили десять художников. А его «Чёрный квадрат» висел в «красном углу» (в русских домах это обычно был угол, где вешали иконы).
Интересные факты
А теперь назовем несколько фактов, помогающих лучше понять знаменитую картину.
Не такой уж и черный
«Квадрат» ставит в тупик многих зрителей. Многие высказывали предположение, что изображение геометрической фигуры – лишь «занавес», скрывающий что-то, написанное художником ранее.
Современные технологии позволили пролить свет на эту тайну. В 2016 году полотно исследовали методом рентгеноскопии. И действительно: под черной краской нашлись еще два изображения, сделанных одно на другом. Оба изображения цветные и представляют собой футуристическую и супрематическую композиции.
Сейчас цвета этих двух картин «проглядывают» сквозь многочисленные трещинки на полотне. Вот только непонятна цель художника. Хотел ли он создать необычный цветовой эффект или у него просто закончилось чистое полотно?
И не такой уж и квадрат
На первый взгляд, изображение представляет собой вполне правильный и четкий квадрат на светлом фоне. Но если вооружиться чертежными инструментами, вы убедитесь, что это не так.
На самом деле, это вообще не квадрат: здесь нет ни одного угла в 90 градусов. Это четырехугольник, и даже в каталоге выставки он изначально значился как «Четырёхугольник». Неправильная форма – не небрежность автора: Малевич таким образом стремился выразить подвижность и гибкость фигуры, наличие в ней собственной энергии.
О неграх и юморе
Также ученые обнаружили карандашную надпись, сделанную, судя по почерку, самим Малевичем. Надпись – фраза «Битва негров в тёмной пещере». Она отсылает к картине Альфонса Алле 1882 года, представляющую собой сплошной черный прямоугольник (вполне себе предтеча «Чёрного квадрата»).
Сам Малевич этой картины не видел, но знал о ней и мог таким образом подшутить над собственной работой. По другому мнению, надпись мог сделать не он, а какой-то вандал еще до 1919 года.
«Нуль форм»
Казимир Малевич провозглашал квадрат «нулем форм»:
«Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству»
Понятие «нуль форм» стало к тому моменту эталоном в русском футуризме, оно было синонимом абсолюта и «знаком отрицания». Не зря выставка, где впервые экспонировалась картина, называлась «0,10» (десять – по числу участников). Для Малевича его квадрат стал базовой формой, сам он называл его «супрематической клеткой». А его черный «не-цвет» художник понимал как «пустыню небытия».
Квадрат, круг и крест
«Чёрный супрематический квадрат» был одной из трех картин в рамках триптиха, представленного Малевичем на выставке «0,10». Вместе с ним экспонировались также «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как и «Квадрат», они написаны на белом фоне и тоже асимметричны: круг расположен в правом верхнем углу, а у креста неровные, скошенные контуры. Все три фигуры для Малевича были эталонными и стимулировали усложнение супрематической системы и рождение новых форм.
Три квадрата
Малевич написал квадрат не только черного цвета, но и два других – красный и белый. «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» (таковое полное название картины) экспонировался на той же выставке в 1915 году. По факту, на картине представлен неправильный четырехугольник, а вовсе не квадрат.
А «Белый квадрат» был написан Казимиром Малевичем в 1918 году двумя близкими оттенками белого цвета. Более мелкий квадрат расположен в правом верхнем углу и немного наклонен для создания иллюзии движения. Эта картина стала вершиной беспредметности, к которой стремился художник.
Другие черные квадраты
Малевич написал еще три варианта своей самой знаменитой картины, все немного разные. Оригинальный «Квадрат» выставлен в Третьяковской галерее, в ней же – квадрат под номером 3. Второй вариант находится в Русском музее в Петербурге, а четвертый – в Эрмитаже. Вместе со вторым «Чёрным квадратом» Малевич написал также дубли «Круга» и «Креста»: все три новых работы были выполнены для биеннале в Венеции в 1923 году.
«Мой пятилетний сын может так же!»
Главная работа Малевича очень часто сталкивается с непониманием. Многие, кто видел картину, сходятся в том, что они могут нарисовать так же, их пятилетний сынишка может так же, их сосед Вася и так далее. Технически – да, нарисовать черный четырехугольник на белом фоне – дело нехитрое.
Но уникальность картины Малевича в том, что он продемонстрировал совершенно новый подход к живописи. Не портрет, не пейзаж, не натюрморт с фруктами и даже не ломаные и причудливые формы Пикассо – а простая черная фигура, своего рода антиискусство. И в этом смысле Малевич действительно был новатором и даже гением.
________________________
Спасибо за внимание! :) Больше интересного на тему искусства – в этой подборке