Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Страшные классические рассказы: лучше или хуже современных?

Ну что, друзья, я закончила читать две прекрасные новые книги: Ги де Мопассан «Три истории с привидениями» и Оскар Уайльд «Кентервильское привидение».

Оценить волшебное оформление и иллюстрации вы можете в моем видео обзоре:

Что же касается самих историй?

«Закончила читать» тут слишком громко звучит, на обе книги я потратила около двух часов одного вечера.

У Мопассана было три истории: «Видение», «Тик» и «Мертвая». Больше всего впечатлила вторая, пожалуй, именно её я бы назвала самой жуткой, про дочь, которая вернулась с того света к безутешному отцу, а вот последний рассказ так и вовсе философский, о жизни, смерти и о том, насколько плохо мы можем знать самых близких людей. В памяти ведь остается только хорошее, но что если на надгробных плитах писали бы правду? Интересная мысль.

«Кентервильское привидение» объемнее, более насыщеннее и неожиданно интересное. Мало того, что американцы смогли запугать английского призрака (достаточно уморительная часть), так в конце история приобретает ещё и трогательные добрые нотки. Уж эту историю невозможно назвать страшной, зато милой – вполне. Бедный призрак здесь сам был напуган и подавлен, какое уж там пугать новых господ.

Мопассан, конечно, больше старается вызвать мороз по коже читателя, но справляется слабо, уж современных людей таким не пронять.

Но зато я смогла оценить и сравнить эволюцию ужаса в культуре.

Сегодня в книгах и кино жанра ужасов в подавляющем большинстве ставят на эффект шока. Жестокость, чудовищные изощренные монстры, страшная расправа.

Раньше же ставку всё-таки делали на атмосферу и простые человеческие эмоции. Шорохи, скрипы, лязгание цепей, силуэты в темноте – вряд ли кого-то это напугает до чертиков, но такое классическое представление страха выглядит даже уютно. Удивительно, но большой уклон в произведениях о мертвых делался на живых: боль утраты, увядшая любовь, душевные муки. Призраки ищут упокоения и прощения, живые – надежды и утешения. Много чувств, много эмоций, выверенные сюжеты. У всех живых и мертвых есть свои истории, каждый торопится рассказать свою.

Да, этими книгами не получится напугать, обе подходят даже для чтения с детьми среднего возраста, но осознание пришло приятное – классические страшные истории всё о том же: людях, любви, жизни, смерти, ошибках и раскаянии. Даже в попытках нагнать жути писатели не забывали о мастерстве, о том, что истории нужен смысл, посыл, что она должна не только напугать, но и насытить читателя духовно, пусть и непринужденно, но коснуться души.

Я не пожалела, что прочла эти книги, хоть испытать страх и не удалось, но получить положительные эмоции – вполне. А с такими иллюстрациями и вовсе словно вернулся в детство, когда быстрее хочешь перевернуть страницу, чтобы увидеть оживших на картинке героев.

Приятный уютный опыт.

Вам нравятся классические страшные истории?