25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. Нас часто спрашивают, когда эти птицы появятся в Калининградском зоопарке. Обнадеживать точными датами не станем, скажем одно: в планах есть! Учитывая сложную историю пингвинов в зоопарке Кёнигсберга-Калининграда, к их появлению стоит основательно подготовиться.
О первых кёнигсбергских пингвинах известно немногое. Например, в годовом отчёте за 1907 год сообщается прискорбное известие о том, что среди особо ценных павших животных были две зебры, один тапир, пантера, кенгуру, пара туканов и один пингвин – то есть, всё-таки был?! Будем считать 1907-й год моментом первого явления пингвина публике, хоть и не самого удачного.
Но спустя пару десятилетий дело пошло. В 1934 году Кёнигсбергский зоосад отчитался о покупке пятнадцати пингвинов (к сожалению, в годовом отчёте не была указана порода). Птиц определили в один из бассейнов для ластоногих, где они соседствовали с морскими львами. Фото этого «морского общежития» появилось на страницах одного из путеводителей по Кёнигсбергскому
зоопарку за 1935 год.
А в Калининградском зоопарке пингвины появились благодаря… китобоям! В мае 1961 года газета «Калининградская правда» писала о роскошном подарке: моряки китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» привезли из далёкой Антарктики шестерых пингвинов. Сообщались даже подробности:
«Три пингвина – золотоволосые – были взяты на флагман экспедиции в самом районе промысла с южных Шетландских островов; три птицы большего размера и другого вида – длиннохвостые пингвины – на обратном пути с острова Петра».
Чтобы довезти диковинную «добычу» в добром здравии, им соорудили клетку с бассейном прямо на палубе, временами в воду подкидывали лёд. Матросы кормили птичек из рук и за время плавания сдружились с ними. В результате и после водворения пингвинов в зоопарк животные, привыкшие к людям, сразу же освоились. «Стоит только появиться служительнице с ведром салаки, как птицы сразу окружают ее и доверчиво тянутся к рукам за пищей». Кстати, автором этой заметки был тогдашний директор Калининградского зоопарка Лев Вершинин. В свободное от работы время он участвовал в деятельности местного отделения Союза писателей СССР, был даже его секретарем и оставил немало публикаций о жизни зоопарка.
В октябре того же года моряки другого рыболовецкого судна «Короленко» подвезли очкового пингвина, отловленного вблизи Кейптауна, птицу назвали Король. Он прекрасно акклиматизировался, с удовольствием ел салаку и кильку, любил купаться, особенно в тёплую погоду. Дождь и тем более снегопад Короля, как ни странно, не радовали, он сразу же прятался в укрытие!
Содержание пингвинов было непростым делом. Например, составители отчёта за 1964 год живописали подробности выкармливания этих животных: брать пищу с земли они не могли, поэтому приходилось разжимать им клювы и класть рыбу прямо в ротовую полость.
К 1965 году специалисты Калининградского зоопарка уже были настолько продвинуты, что подготовили статью с результатами биологических наблюдений по акклиматизации очковых пингвинов. Был выпущен сборник научных материалов, имеющих практическое значение для других зоопарков Советского Союза. В архивах Калининграда он не сохранился, но мы надеемся
на помощь российских коллег.
А исследования продолжались, более того, весной 1966 года поступил даже прямой заказ из Московского института морфологии животных им. Северцева на доставку подопытных животных в количестве 29 голов, осуществили доставку моряки дизель-электрохода «Восток». Восемнадцать птиц из той партии остались у нас в Калининграде – в тенистом вольере с прудом, который им пришлось делить с пеликанами. Интересно, что, по наблюдениям сотрудников, птичьи стаи с первых дней поделили сферы влияния и тщательно охраняли каждая свою половину пруда. Пингвины облюбовали ту часть, где рос кустарник, и в летнее время простаивали там целыми днями, покидая свой «пятачок» для получасовых купаний утром и вечером. Но летом, когда наступили совсем уж тёплые дни, выяснилось, что чувствуют они себя некомфортно. Более того, начался падёж, к концу 1966 года осталось всего десять особей, а к 1970-му – вообще один пингвин (хохлатый), но в 1973 году он тоже пал.
Проблему содержания нужно было решать кардинально – в 1975 году зоопарк приступил к строительству специального павильона с примыкающим к нему бассейном, предназначенного исключительно для пингвинов. Стройку начали на берегу большого пруда водоплавающих, где когда-то стояла деревянная водонапорная, она же обзорная башня Кёнигсбергского зоосада. Оригинальная архитектура нового сооружения должна была напоминать ледяной айсберг. С
учётом особенностей жизни уроженцев Антарктики во внутренней части здания был создан особый микроклимат, нужный для зимнего содержания. В уличном бассейне пингвины находились зимой: в 1979 отчетном году их в Калининградском зоопарке было двое, королевский и ослиный.
Однако даже новый дом не помог пингвинам прижиться на Балтике. В 1980 году пал королевский пингвин, причина – сердечно-сосудистая недостаточность, к тому же птица болела хроническим гастроэнтероколитом. Год спустя мы лишились ослиного пингвина; план приобрести десяток новых особей для заполнения пингвинника реализован не был – к середине восьмидесятых годов этот павильон уже не упоминался в годовых отчётах. История содержания пингвинов в Калининградском зоопарке была поставлена на паузу.
В 2014 году пресс-служба зоопарка сообщила о планах по закупке африканских пингвинов (также их называют ослиными), которые водятся на юго-западном побережье Африки и могут акклиматизироваться в европейских условиях. Однако точная дата появления их в Калининграде пока неизвестна. Так что пока единственные наши пингвины – это бронзовая фигура на здании центрального входа и две урны, оставшиеся в «наследство» от ХХ века.