Найти тему
Eurasia Daily

Россия и Азербайджан обеспечат стабильность грузоперевозок — МТК «Север — Юг»

Россия и Азербайджан подтвердили заинтересованность в реализации комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения стабильных перевозок грузов. Об этом говорилось в ходе переговоров между первым вице-премьером России Андреем Белоусовым и заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым в Москве, сообщает сегодня, 3 мая, пресс-служба правительства РФ.

Сторонами были рассмотрены приоритетные задачи модернизации железнодорожной инфраструктуры в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг».

«Во исполнение договорённостей, достигнутых президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым на встрече 22 апреля 2024 года в Москве, рассмотрены приоритетные задачи модернизации железнодорожной инфраструктуры в рамках международного транспортного коридора „Север — Юг“. Андрей Белоусов и Шахин Мустафаев подтвердили заинтересованность в реализации комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения стабильных перевозок грузов по железнодорожным магистралям России и Азербайджана», — информировали в российском кабмине.

По итогам переговоров утверждён совместный план действий по созданию нормативной правовой базы, необходимой для развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры международного транспортного коридора «Север — Юг».

Проект МТК «Север — Юг» запущен с целью сокращения времени и стоимости грузоперевозок из России в Индию и появления альтернативы морскому товарообороту. В ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г., между Россией, Ираном и Индией было подписано соглашение по запуску проекта «Север — Юг».

В настоящее время международный коридор длиной 7,2 тыс. км охватывает 11 стран мира. МТК «Север — Юг» состоит из трёх основных маршрутов:

  • Транскаспийский или Центральный, который начинается с индийского порта Джавахарлала Неру в регионе Мумбаи на берегу Индийского океана и далее охватывает иранский порт Бендер-Аббас в Ормузском проливе, автомобильные и железнодорожные маршруты вплоть до северной части Ирана, иранский порт Анзали в Каспийском море, российские порты Астрахань и Лагань, а также порты Азербайджана, Казахстана и Туркменистана;
  • Восточный, который связывает Россию и Индию через страны Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан и Туркменистан;
  • Западный — проходит через Астрахань, Махачкалу, Самур, территорию Азербайджана вплоть до станции Астара и дальше по территории Ирана через города Астара, Решт, Казвин.

Ввиду санкций, введенных западными странами против Ирана, в период между 2005—2012 гг. реализация проекта была заморожена. В августе 2016 г. в Баку состоялась встреча глав Азербайджана, Ирана и России. По итогам саммита проекту МТК «Север — Юг» был дан официальный старт. Азербайджан, территория которого приходится на Западный маршрут коридора, присоединился к проекту в 2005 г., и с тех пор крупнейшая закавказская республика активно модернизирует свою транспортную инфраструктуру.