Рассказываем о тех, кто водил по БАМу первые поезда
Отдельные участки БАМа сдавали в эксплуатацию — временную или постоянную — ещё до укладки золотого звена.
К работе на них приступали специалисты-эксплуатационники. Именно они осваивали новую магистраль: водили по ней первые поезда, налаживали работу станций и т. д.
Первые испытатели
Осенью 1979-го на БАМ из Москвы торжественно отправился поезд с Первым Всесоюзным ударным комсомольским отрядом молодых железнодорожников, набранным для работы на линии Тында — Беркакит.
Отряд состоял из 550 человек в возрасте от 18 до 30 лет со всего Советского Союза. В нём было 160 женщин и 390 мужчин. Следом за этим отрядом последовали ещё несколько: до 1985-го на магистраль приехало пять коллективов из 2500 молодых железнодорожников. Именно они испытывали новый БАМ.
Эксплуатационники выясняли, как можно повысить эффективность перевозок, их предложения помогали совершенствовать подвижной состав и добиваться всё лучших и лучших результатов. Например, с самого начала в Нерюнгри в сутки удавалось загрузить 30 вагонов угля, а в Чегдомыне от 40 до 50. Уже к 1985-му результаты увеличились до 500 вагонов.
Работа этих специалистов была такой же сложной, как и у остальных бамовцев: день и ночь они трудились в суровых условиях, где рельсы порой могли обледенеть, а полотно магистрали — просесть. Встречались и медведи.
Работа не кончается
В 1984-м появились электровозы, сделанные специально для эксплуатации в непростых условиях БАМа. Среди них был ВЛ-84, который в январе 1984 года провёл первый грузовой поезд сквозь Байкальский хребет. А уже осенью того же года стартовало сквозное движение поездов по всей магистрали. Поезда, отправившиеся из Усть-Кута и Комсомольска-на-Амуре, встретились в Тынде. С этого момента работа эксплуатационников закипела с новой силой. Продолжается она и сегодня.
Ещё больше о тех, кто трудился на стройке века, рассказываем в статье "Кто поедет на БАМ?"