Найти тему
РИА Новости

Россия откажется от летающих машин-убийц

   Изображение сгенерировано ИИ© РИА Новости / Сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ© РИА Новости / Сгенерировано ИИ

Кирилл Стрельников

Как известно диванным экспертам, на Западе все лучше — и трава зеленее, и воздух свободы слаще (привет пропалестинским студентам), и гамбургеры толще, и самолеты незаменимее.

На память сразу приходит неистовая массовая истерика, произошедшая на фоне объявленных в 2022 году санкций против отечественной авиаиндустрии и отказа крупнейших западных авиапроизводителей, включая Boeing, от поставки и обслуживания их самолетов в России. Казалось, еще чуть-чуть — и плоский мир рухнет на голову слонам, а те, в свою очередь, проломят голову черепахе. Эксперты на пальцах объясняли, что суконно-посконному отечественному авиастроению никогда не догнать западные самолеты, за которых "порешал рынок", благодаря чему счастливые пассажиры могут наслаждаться "лучшими в мире комфортом и безопасностью".

Однако же мир устоял, а на поверхность выползли весьма интересные новости и подробности из "цветущего сада".

В частности, выяснилось, что одна из икон отечественных либералов, компания Boeing, чья капитализация наряду с Apple так греет сердце, долгое время втирала очки как своим клиентам, так и контролирующим организациям, за что в итоге своими жизнями заплатили сотни пассажиров, а также сотрудники компании.

За последнее время чуть ли не каждую неделю в западных СМИ стали появляться новости о серьезных неполадках, инцидентах и авариях самолетов Boeing. В начале марта у Boeing 737 United Airlines отказало шасси и он вылетел за посадочную полосу. За день до этого другой Boeing, летевший в Японию, потерял колесо и совершил вынужденную посадку в Лос-Анджелесе. Много шума наделали недавние инциденты, когда у разных самолетов Boeing то загорелся мотор, то в полете оторвался огромный кусок обшивки, то отказал двигатель. Всего с 2018-го в инцидентах с самолетами Boeing погибли минимум 346 человек.

Все это привлекло внимание Федерального управления гражданской авиации (ФАУ) США, которое инициировало проверку, выявившую в компании Boeing многолетнюю практику замалчивания проблем с безопасностью в пользу ускоренной "штамповки" новых бортов. Свидетели из числа сотрудников компании рассказывали, что при производстве "лучших в мире" самолетов им приходилось рутинно применять "метод Тарзана", то есть они прыгали на нестыкующихся деталях до тех пор, пока те не соглашались, что made in USA — это звучит гордо.

Но, судя по всему, откровения сотрудников не сильно понравились руководству Boeing, и 9 марта сего года один из ключевых свидетелей по делу — менеджер по контролю качества на заводе компании в Северном Чарльстоне Джон Барнетт — был найден мертвым в своей машине накануне важного раунда слушаний. Власти тут же оперативно признали инцидент самоубийством.

Шестидесятидвухлетний Барнетт проработал в Boeing более 30 лет, прежде чем уйти на пенсию в 2017-м. Накануне смерти он в течение 12 часов давал показания, где присутствовали подробности, способные в одночасье сжечь капитализацию Boeing дотла.

Близкая подруга Барнетта, которая согласилась дать телеканалу ABC4 интервью на условиях анонимности, выразила твердую уверенность, что смерть Джона Барнетта — что угодно, но только не самоубийство. По ее словам, они долго обсуждали риск, которому подвергается Барнетт, и на вопрос "Тебе не страшно?" он ответил: "Нет, я не боюсь, но если со мной что-то случится, то это не самоубийство".

Людей, которые нашли в случае с Барнеттом явные параллели с цепочкой очень естественных смертей свидетелей, связанных с темными делами вокруг семейки Клинтонов, тут же окрестили сторонниками конспирологических теорий.

Ну а вчера пришла новость, что скоропостижно скончался еще один важный свидетель по делу безопасности в Boeing: на этот раз бывший аудитор качества у поставщика Boeing — компании Spirit AeroSystems — Джошуа Дин. По информации из официальных источников, Дин умер после короткой и внезапной болезни, а конкретно от "бактериальной пневмонии с полиорганной недостаточностью". Получается, что 45-летний мужчина, который вел здоровый образ жизни, регулярно ходил в спортзал и ни на что не жаловался, внезапно и очень вовремя стал жертвой болезни, которая опасна в основном для глубоких стариков. Дин в течение долгого времени тайно документировал факты, согласно которым руководство Boeing сознательно игнорировало и скрывало критические производственные дефекты в самолетах компании, и, по всей видимости, где-то в недрах очередного неисправного самолета подцепил шальную бактерию.

Возможно, все это лишь совпадения и инженеры по качеству в компании Boeing все как один суицидники и дышат на ладан.

Однако, если копнуть чуть глубже, станет очевидно, что компания Boeing (и особенно ее владельцы) как никто другой заинтересована в том, чтобы гадкие свидетели отправлялись к праотцам, не успев рассказать опасные для них вещи.

Одни из главных акционеров Boeing — инвестиционные монстры Black Rock и Vanguard, которые в совокупности управляют активами на сумму около 20 триллионов долларов. Подобного рода инвестиционные компании не вникают в детали бизнеса: их цель — стабильно генерировать акционерам гигантские прибыли.

На фоне падения в полтора раза поставок самолетов Boeing в первом квартале 2024-го по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (наихудший результат с начала 2021-го) перед истинными владельцами компании встала задача бросить концы в воду, затушить репутационный скандал, грозящий существованию бизнеса Boeing как таковому, и начать жизнь с чистого листа.

Но, судя по всему, на этот раз сухими из воды им так просто выйти не удастся. По всему миру начались кампании по отзыву бортов корпорации и расторжению контрактов на новые самолеты.

В России, где уже давно взят курс на скорейшее импортозамещение в авиаотрасли, аховая ситуация с безопасностью самолетов Boeing лишь ускорила процесс замены летающих машин-убийц на отечественную технику. По недавним заявлениям компании Red Wings (входит в госкорпорацию "Ростех"), было принято решение о последовательном отказе от всех иностранных самолетов, в первую очередь Boeing и Airbus. До конца года прекратить эксплуатацию самолетов Boeing 747-400 планирует авиакомпания "Россия".

В то время как на благословенном Западе решают проблемы своевременной смертью свидетелей, мы шаг за шагом решаем проблемы за станком и чертежным столом. Это, конечно, труднее и дольше, но, видимо, русский характер просто еще не дорос до демократических ценностей Запада.