Найти тему
Oksana Smirnova

Довольно таки достойный памятник министру народного образования - Сергею Уварову.

В 2023 году, на 300-летие Санкт-Петербургского государственного университета, перед зданием Двенадцати коллегий был установлен памятник президенту Императорской академии наук, министру народного просвещения Российской империи графу Сергею Семеновичу Уварову. А я наконец-то дошла до этого памятника. С оказией была на Васильевском острове - и специально завернула на него посмотреть. И не прогадала.

Сергей Семёнович Уваров родился 25 августа 1786 года в Москве Он являлся потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV в. Его отец был адъютантом Г. А. Потёмкина. Сергей Уваров получил блестящее образование. В 1801 году Уваров поступил на службу в Коллегию иностранных дел юнкером и вплоть до 1810 года работал дипломатом: служил в русских посольствах в Вене и Париже. В 1810 году Сергей Семёнович оставил дипломатическую службу и был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ. Кроме этого, он был одним из основателей знаменитого литературного общества «Арзамас» (1815-1818), которое объединяло в основном столичных литераторов (среди членов Общества были К.Н.Батюшков, Д.Н.Блудов, П.А.Вяземский, Д.В.Дашков, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов историка Н.М.Карамзина.

В 1818 году С.С.Уваров был избран президентом Академии наук и занимал эту должность почти 20 лет, до конца своих дней (1818-1855).

В 1822 году Уваров был назначен директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов, а через год — управляющим Государственным заёмным и Коммерческим банками. С 1826 года он участвовал в разработке Цензурного устава 1828 года.

Будучи президентом Академии наук, граф С.С.Уваров содействовал успешной деятельности научного учреждения. В начале 1830 года были утверждены «Дополнительные пункты к Академическому Регламенту 1803 года», благодаря которым увеличилась численность академиков, а также проведено новое разделение по наукам в связи с развитием научных направлений. На базе огромного академического музея, размещённого в здании Кунсткамеры, было образовано восемь различных по своему профилю музеев. 8 (20) января 1836 года Императорская Академия наук по распоряжению Николая I получила новый Устав и Штат.

Уваров в 1833 году стал не только министром народного просвещения, но и председателем Главного управления цензуры; отстаивал принцип сословности образования, ужесточения цензуры. На посту министра народного просвещения Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нём было положено начало реальному образованию в России, и восстановлена практика командирования учёных за границу. Он руководил Министерством народного просвещения с 1833 по 1849. Из плюсов его правления: он принимал участие в развитии научных факультетов Петербургского университета, принял участие в открытии Киевского университета, реформировал Академию наук, создал самое современное на тот момент научное учреждение мира – Пулковскую обсерваторию, а также разработал единые для страны учебные стандарты. На посту министра особое внимание он уделял техническому образованию. Во многих городах по его инициативе были открыты реальные училища. Граф Уваров понимал, что России нужны технические специалисты, которые будут развивать промышленность. 

-2

Инициатором установки монумента выступило Российское военно-историческое общество, которое провело конкурс на лучший эскизный проект памятника, а также профинансировало его изготовление и установку.

-3

Скульптором памятника выступил Салават Щербаков. Высота бронзового монумента – 5,3 метра, по бокам постамента изображены тематические барельефы. Скульптуру разместили перед главным входом здания Двенадцати коллегий вместо другого памятника – «Крылатый гений», который стоял там с 2007 года.

Снятого «Крылатого гения», или как его ещё называют "Универсанта", "Ангела", после реставрации планируют установить во дворе Института истории СПбГУ. Согласно античной мифологии Гений — покровитель смелых, выдающихся и неординарных, а именно такими и являются выпускники Санкт-Петербургского Университета. Воспаряющая фигура ангела опирается на стилизованную колонну из бронзы, символизирующую незыблемость знаний, служащую фундаментом и основой любых достижений. Высоко поднятый факел в одной руке — символ знания, освещающего путь человечеству. Лавровый венок в другой — награда первенствующему на пути познания. Летящая фигура олицетворяет собой неудержимый полет мысли и гения человечества. Студенты верят: если потереть пятку «Универсанта», это обязательно принесет удачу на экзамене. Гений, витающий в облаках мечтаний как бы является олицетворением всего передового и гениального. Скульптор М.Белов, при участии А.Ананьева и В.Тиминского, архитектора В.Цехомский, конструктора Е.Белова. Установлен он был перед входом в здание Двенадцати коллегий 26 февраля 2007 года. Идея создания памятника «Универсанту» и проведение кампании по его установке принадлежат Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящая фигура олицетворяет собой неудержимый полёт мысли и гения человечества.

Будем надеяться, что "Гения" отреставрируют и установят во дворике университета.

Расскажу немного о новом памятнике: Скульптор Салават Щербаков изобразил графа Уварова сидящим на кресле, опирающимся на полку с книгами и атрибутами наук. Частью композиции стали символы всех факультетов Санкт-Петербургского государственного университета. Можно долго рассматривать памятник, читать название каждой книги, рассмотреть периодическую таблицу или рассмотреть бюсты философов. Да и сама этажерка на ножках, львиных ногах с символом Российской империи в виде двуглавого орла - уже произведение искусств.

Лично мне, как именно памятник, очень понравился. Исполнен с тонкими интересными моментами, которые можно долго рассматривать с каждой стороны. Конечно, фигура графа Уварова, как общественного деятеля - неоднозначная, спорная. Но, всё таки для Российского образования он что-то да сделал. Не пожалейте своё время - и сходите полюбоваться новым памятников Санкт-Петербурга.