Найти тему
VK Гид

Театр молодых: зачем смотреть студенческие спектакли?

Спектакль «Вишнёвый сад». © VK / Мастерская Ю. Н. Бутусова
Спектакль «Вишнёвый сад». © VK / Мастерская Ю. Н. Бутусова

Существует мнение, что студенческие спектакли — это сплошная классика, недостаточный профессионализм, полное отсутствие экспериментов и примитивная режиссура. А на деле оказывается, что всё совершенно иначе. Именно учебные спектакли театральных институтов являются бескрайним полем экспериментов — как для актёров, так и для режиссёров.

Театральный редактор VK Гида Маргарита Мурадян побывала на Международном фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс», который и впрямь даёт шанс молодым артистам заявить о себе. А спектакль-победитель попадает в репертуар театра «На Страстном» на целый сезон. И теперь мы точно знаем: студенческие спектакли — это интересно.

Слово режиссёра

Студенческие спектакли — это не всегда работа заслуженных педагогов театральных институтов. Часто их ставят молодые режиссёры. В этом году, например, со спектаклем «Тиль» Школы-студии МХАТ 4-го курса мастерской В. Рыжакова выступил Ринат Ташимов (постановщик «Форреста» в Театре им. Ермоловой). Спектакль экспериментальный, смелый и вызывающий массу дискуссий среди зрителей.

Спектакль «Тиль». © Театральный центр «На Страстном»
Спектакль «Тиль». © Театральный центр «На Страстном»

Режиссёром спектакля-победителя 2023 года — «Илаяли» — был Сергей Тонышев. Сейчас его постановки можно увидеть в Театре им. Маяковского, МХТ им. Чехова и в Сатириконе. В разговоре с VK Гидом Тонышев подчеркнул важность студенческого театра:

«Я думаю, что студенческий театр — это вообще системообразующий элемент современного театра. Потому что, с одной стороны, там участвуют студенты, а с другой — могут поучаствовать режиссёры и провести такую работу, которая, наверное, в обычном репертуарном театре не то что невозможна… не всегда понятно, зачем она ему нужна. В студенческом театре есть возможности для поиска своего языка, для встречи с автором и для каких-то поворотов внутри профессии. И зритель [со студенческих спектаклей] никуда не уходит — и вот на этой грани самое классное начинается».

Режиссёр Сергей Тонышев. © АГН «Москва» / Сергей Киселёв
Режиссёр Сергей Тонышев. © АГН «Москва» / Сергей Киселёв

Актёрский вызов

Студенческие спектакли в первую очередь направлены на то, чтобы научить актёров работать с текстом и ролью. И даже если это классическое произведение, на него всё равно интересно смотреть — молодые актёры и режиссёры часто преподносят его с новой стороны. Например, «Вишнёвый сад» или «Бесы» студентов ГИТИСа мастерской Ю. Бутусова: в обоих случаях знание первоисточника будет огромным плюсом — режиссёрское видение дополнит прочитанное и, возможно, даст пищу для размышлений. Так, в «Бесах» на сцене нет главного героя — Ставрогина. Спектакль сосредоточен не на «хищниках», как их называет постановщик, а на «травоядных», второстепенных персонажах — Кириллове и Шатовых, которые оказались в центре событий по воле рока.

Спектакль «Бесы». © VK / Мастерская Ю. Н. Бутусова / Ольга Швецова
Спектакль «Бесы». © VK / Мастерская Ю. Н. Бутусова / Ольга Швецова

Ещё один пример — спектакль «Война и мир» Санкт-Петербургского института кино и телевидения мастерской А. Алексахиной. Он не подходит для того, чтобы изучить весь толстовский четырёхтомник за три часа, но помогает иначе посмотреть на произведение через призму простого читателя, которым в начале работы над постановкой был каждый актёр. В спектакле есть хороший приём — каждый акт начинается с небольших видеофрагментов, где сами артисты говорят о «Войне и мире»: рассказывают, дочитали ли они роман до конца и кто самый раздражающий, по их мнению, персонаж.

Cпектакль «Война и мир». © Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, мастерская А. Алексахиной
Cпектакль «Война и мир». © Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, мастерская А. Алексахиной

Также студенческие спектакли — это глоток свежего воздуха для зрителей. На сцене есть место импровизации, высмеиванию технических неполадок и лирическим отступлениям. И если в репертуарном театре такое себе представить сложно, то в учебном это выглядит уместно.

Молодость внутри

Несмотря на то что главный приз фестиваля взяла постановка с достаточно классическим прочтением пьесы «Антоновки» Санкт-Петербургского института кино и телевидения курса С. Черкасского, на «Твоём шансе» было много спектаклей, подходящих под критерии «экспериментального театра»: уже упомянутые «Тиль» Школы-студии МХАТ и «Вишнёвый сад» ГИТИСа, а также «Кавказский меловой круг» института им. Щепкина с зонгами на тексты Брехта, личной рок-группой и комиксами мелом на доске вместо декораций.

Спектакль «Антоновки». © VK / Мастерская Черкасского
Спектакль «Антоновки». © VK / Мастерская Черкасского

Так что если вам интересно, чем будет жить театральный мир через несколько лет, то вам точно стоит обратить внимание на студенческие спектакли. Как показал фестиваль, это как минимум интересно.