Школы бывают самые разные — с математическим или биологическим уклоном, музыкальные и художественные… А мы предлагаем вам отправиться в «Лицей "Морская миля"». Сейчас там учатся только кораблики, но вы легко можете к ним присоединиться и, отучившись, стать настоящим морским волком, ведь вы узнаете из каких частей состоит парусное судно, какими бывают мачты, как вязать морские узлы, а ещё выучите азбуку Морзе и флажковую азбуку...
Да и ваш обычный словарь пополнится профессиональной лексикой бывалых моряков. Так, если мама вдруг скажет: «Палубу скатить и пролопатить!», — значит, пришло время уборки. А если ещё добавит: «От киля до клотика», — придётся постараться и смахнуть паутину даже с потолка, потому что это выражение означает «снизу доверху, от самой низкой до самой высокой точки на судне».
И давайте наконец выясним...
Почему корабли не тонут?
В древности корабли строили из дерева, а оно легче воды. Современные корабли сделаны из металла, который, как известно, тонет в воде. Тогда почему же огромные лайнеры, ледоколы и танкеры не тонут? Во-первых, вес судна равномерно распределён. А на его дно действует так называемая выталкивающая сила. Чем больше площадь дна, тем сильнее вода его выталкивает. Во-вторых, воздух заполняет всё внутреннее пространство судна. А он совсем не такой плотный и тяжёлый, как вода. Но если судно получит пробоину и внутрь зальётся вода, плотность судна увеличится и всё закончится кораблекрушением.
Когда судно нагружают, место лёгкого воздуха внутри трюма занимает тяжёлый груз. Если его будет слишком много, судно начнёт тонуть. Это случится потому, что не хватит выталкивающей силы.
Как сохранить равновесие?
Судно может пойти ко дну не только из-за чрезмерной тяжести. Но и потеряв равновесие из-за сильного ветра или высоких волн. Для наибольшей устойчивости всё, что придаёт кораблю вес: трюмы с грузом, огромные двигатели, запасы воды и топлива, — располагают в самой нижней его части. Иногда инженеры для этой цели даже специально утяжеляют киль.