Найти тему

Что скрывает "Даная" Рембрандта и почему ее облили кислотой?

Спасибо поддержке Дзена, которая считает произведения искусств "откровенным контентом". Пришлось прикрыть бесстыдницу Данаю:) Большей цензуре поддавался только "Страшный суд" Микеланджело (папа Римский заставил "дорисовать" героям фрески драпировки).
Спасибо поддержке Дзена, которая считает произведения искусств "откровенным контентом". Пришлось прикрыть бесстыдницу Данаю:) Большей цензуре поддавался только "Страшный суд" Микеланджело (папа Римский заставил "дорисовать" героям фрески драпировки).

Сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о любви Зевса к прекрасной дочери царя Акрисия, был популярен среди художников XVI-XVII веков. Согласно легенде, царь получил от оракула пророчество, что он умрет от рук собственного внука, и чтобы избежать этой участи, он приказал запереть свою дочь, чтобы избежать возможности рождения наследника. Однако это его не спасло: Зевс, очарованный Данаей, обернулся золотым дождем и проник в спалю девушки. От этого союза был рожден Персей, впоследствии воспетый Гомером в «Илиаде» - знаменитый герой, убивший Медузу Горгону...

В кого превращался Зевс, чтобы соблазнять женщин: бурная личная жизнь громовержца
arts_tobe - просто об искусстве20 апреля

Царя рассказ дочери о том, что она забеременела от золотого дождя, не убедил. Несчастную девушку с младенцем заключили в сундук и выкинули в море. Однако Даная и Персей были спасены. Ящик прибило к берегам острова Серифосу (по другой версии — к Лациуму). Однако пророчество сбылось. Выросший и возмужавший Персей упражнялся в метании диска, но порыв ветра изменил траекторию полета снаряда, который влетел в голову царя Акрисия.

Джон Уотерхауз, 1892 (утрачена).
Джон Уотерхауз, 1892 (утрачена).

В средневековом искусстве миф о Данае интерпретировали в качестве символа целомудрия, её зачатие трактовали как непорочное. В творчестве художников эпохи Возрождения и барокко этот сюжет стал популярным благодаря возможности продемонстрировать обнаженное тело.

Не миновало обаяние древнего мифа и Рембрандта, но художник трактует античный миф достаточно вольно. На его картине изображен момент появления олимпийского бога в тайной опочивальне девушки. Для создания знаменитой картины художник использовал мягкие теплые оттенки от золотисто-желтого до коричневого. На переднем плане мы видим ложе с возлежащей на нем Данаей. Ее взгляд направлен туда, откуда исходит золотое сияние.

Рембрандт, 1636—1647 (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рембрандт, 1636—1647 (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Белая несмятая постель символизирует непорочность героини. С эпохи Возрождения в Данае видели прообраз Девы Марии: якобы она тоже зачала ребенка без потери девственности. Орлиные головы на ножках кровати неслучайно - именно эта птица считается спутником и символом Зевса. Туфли у кровати являются аллегорией женской покорности.

Особое внимание стоит уделить украшениям героини - жемчужный браслет отсылает зрителя к Венере, так как жемчуг считается атрибутом богини любви. «Данаю» Рембрандт создавал не для продажи, а для себя, и, видимо, решил оставить обручальное кольцо в память о супруге.

-7

Рембрандт изобразил Амура, бога любви, плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно она ждала и тосковала — громовержец не вернулся к ней. Его руки связаны — символ «вынужденного целомудрия».

-8

Служанка играет в этой истории роль сводни - она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. Однако на голове у нее не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни художник изобразил себя (на автопортретах он часто в берете). Ключи в руках героини являются указанием на непосредственные обязанности ведущей хозяйство, и также символизируют мужское начало (как замок - символ женского) — еще один намек на сводничество. Кошелек — символ божественной милости. В него служанка собирала монеты, которые рассыпались по спальне после визита Зевса.

Кстати, именно поэтому некоторые исследователи рассматривают Данаю как покровительницу проституток, так как у нее есть доступ к золоту (в этой связи на картинах художников часто присутствуют модели в эротичных позах и большое количество золотых монет).

Как показали рентгеновские исследования, вначале лицо Данаи имело портретное сходство с Саскией — супругой художника, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Стоит отметить, что любовные похождения художника шокировали благопристойный Амстердам тех лет. Помимо Гертье в доме с художником жила еще одна женщина - Хендрикье Стоффельс. И только после того, как Диркс попала в тюрьму («женский исправительный дом» по сути был в тюрьмой для нищих и душевнобольных, оттуда женщина выбралась лишь спустя 5 лет. Вскоре после этого тяжело заболела и умерла), Рембрандт стал жить только с госпожой Стоффельс.

Художник до последнего не хотел продавать картину, в которой объединялись черты двух дорогих ему женщин. Но в 1656 году он вынужден был объявить о банкротстве. Его дом и имущество были распроданы. «Даная» исчезла на 100 лет, пока её не приобрела для Зимнего дворца Екатерина Великая. «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. Но в первой половине XIX века картину сочли неприличной и убрали с глаз долой на несколько десятилетий. На сегодняшний день "Даная" является частью экспозиции Эрмитажа.

Картина Рембрандта подверглась одному из самых жестоких актов вандализма в 1985 году. В тот день Эрмитаж посетил психически больной Бронюс Майгис. Он пронёс в музей спрятанную склянку с серной кислотой и нож. Бронюс спросил у работниц музея, какая из картин наиболее ценная. После того, как ему указали на «Данаю», он подошёл к картине и выплеснул кислоту прямо в центр холста. После этого, достал нож и дважды порезал работу.

Экспертиза признала мужчину невменяемым. Майгис утверждал, что совершил свой поступок по политическими мотивами с целью получения всемирной огласки. По решению суда он был помещен в психиатрическую больницу.

Реставрационные действия начались моментально. Со всего Ленинграда свозились специалисты, технологи и химики. Но многие считали, что картина потеряна навсегда - была повреждена почти треть работы. После анализа была сформирована группа реставраторов (Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина), котора трудилась на протяжении 12 лет. В 1997 году «Даная» вновь была выставлена в Эрмитаже.

Спасибо, что дочитали до конца! Замечали эти детали?

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: