Найти тему
med122

Телемедицинские консультации повышают доступность медицинской помощи

Интервью с Я.В.Алексеевой, заведующей Центром кардиотелеметрии, к.м.н., врачом-кардиологом ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России

Динамическое наблюдение кардиологических пациентов - крайне важное направление в диагностике ряда состояний, а также в контроле эффективности лечения. Центр Кардиотелеметрии ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г.Соколова ФМБА России является уникальным, так как уже 20 лет дистанционно, используя телемедицину контролирует состояние пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

– Яна Валерьевна, какие телемедицинские данные в настоящее время вы собираете и передаете? Как организован сбор, передача и обработка данных?

– Мы комплексно подходим к оценке состояния пациента, ежедневно происходит контроль следующих данных: жалобы пациента, цифры АД, у некоторых пациентов контроль веса, и самое главное мы расшифровываем телеЭКГ в 12 стандартных отведениях. ТелеЭКГ – это обычная электрокардиограмма, которая передается посредством телефонной или интернет связи. Она позволяет оценить различные нарушения ритма сердца, ишемические изменения, а также проконтролировать назначенное лечение, особенно пациентов с аритмиями.

Благодаря появлению портативных электрокардиографов для пациентов появилась возможность самостоятельно записывать ЭКГ и всегда быть на связи с кардиологом. При знакомстве с пациентом мы его приглашаем в наш Центр, где проводим обычную очную консультацию кардиолога, далее учим пользоваться портативным электрокардиографом Кардиоджетом и выдаем на определенный период.

Получив прибор, пациент записывает плановые ЭКГ, а также при возникновении жалоб и передает телеЭКГ по телефону или интернету из любой географической точки. Прием и расшифровку телеЭКГ осуществляют опытные кардиологи, проводящие дистанционную консультацию с выдачей рекомендаций. При выявлении неотложных ситуаций организована преемственность госпитализации в стационар.

– Какие преимущества телемедицины Вы видите для пациентов и медицинского персонала?

– Применение телемедицинских технологий постепенно расширяется, и мы видим много преимуществ. На мой взгляд наиболее важным как для врачей, так и для пациентов, является возможность снижать сердечно-сосудистую смертность путем динамического контроля различных показателей пациента. Раннее выявление острых ситуаций – это возможность раннего оказания медицинской помощи. К примеру, у тех пациентов, которые наблюдаются у нас, мы выявляем нарушения сердечного ритма, острые коронарные синдромы, гипертонические кризы и другие состояния, что позволяет принимать незамедлительные меры, изменять терапию, направлять на госпитализацию.

Активное развитие телемедицины во времена новой короновирусной инфекции продемонстрировало насколько для пациента телемедицинские консультации повышают доступность медицинской помощи. Особенно это актуально для маломобильных пациентов или тех, кто живет в удаленных районах. Сейчас наступает пора дачного сезона, в связи с этим потребность в кардиотелемониторировании обычно возрастает. Также хочется отметить, что нахождение под ежедневным контролем врача является значимым инструментом для снижения уровня тревожности пациентов.

Для всех врачей телемедицина – это отличный помощник в их деятельности. Использование современных технологий повышает выявление определенных патологий. Например, использование умных часов или портативных кардиографов – это современное направление в выявлении фибрилляции предсердий. Телемедицина позволяет получить помощь коллег в сложных диагностических случаях. Наиболее часто телемедицинские технологии в своей практике задействуют в продвинутых научно-клинических центрах, на скорой медицинской помощи, а также при работе с регионами.

– Какие технологии и программное обеспечение используется в центре?

– В своей работе мы используем портативные электрокардиографы Кардиоджеты отечественной разработки. Кардиоджет представляет собой компактный прибор, напоминающий компьютерную мышь с электродами. Он позволять пациенту самостоятельно записать полноценную 12-канальную ЭКГ. В настоящий момент доступно два поколения приборов, первые передают ЭКГ, используя телефонную связь (стационарную или мобильную), вторые – интернет. Кроме того разработано специальное приложение в мессенджере Telegram, которое позволяет пациентам отправлять телеЭКГ и получать заключение в личном кабинете. После записи происходит передача телеЭКГ на специальный компьютер со специальной установленной программой.

Это позволяет нам давать оценку полученной информации и корректировать лечение.

-2

– Как в центре организовано обучение и поддержка медицинского персонала в использовании телеметрии?

– Обучение проводится на рабочем месте под контролем врача-кардиолога. В основном необходимо обучиться работе с программным обеспечением, остальная телемедицинская консультация представляет собой прием кардиолога со сбором жалоб, клинических данных и оценки ЭКГ. В случае затруднительных ситуаций всегда можно обратиться за помощью к коллегам и получить экспертное мнение. Хочется отметить, что у нас присутствует командный подход к ведению наших кардиологических пациентов. Врачи стационара, амбулаторного звена и центра Кардиотелеметрии совместно обсуждают тактику ведения пациентов, при необходимости отправляют больных на высокотехнологичное лечение.

– Яна Валерьевна, какие проблемы возникают при внедрении и развитии телемедицины?

– На сегодняшний день телемедицина в России – это развивающееся направление. В связи с этим, часто встречаемся с низкой информированностью о возможностях телемедицины.

Кроме того, нет четкого урегулирования консультативной помощи между стационаром, амбулаторным звеном и телемедициной. Каждый год мы видим все большее число новых мобильных приложений и портативных гаджетов, которые предназначены для контроля за здоровьем, однако необходимо время и создание доказательной базы, подтверждающей эффективность для интеграции данных технологий в практическое здравоохранение. Внедрение информационных технологий происходит не столь быстро, однако, за данными инновациями будущее.

– Как вы определяете эффективность и качество услуг, предоставляемых через телемедицину?

– Для определения эффективности мы разработали чек-листы для индивидуального сопровождения пациентов.

Данная разработка позволяет при включении пациентов ставить цели медицинского наблюдения и создавать индивидуальные стратегии для достижения данных целей.

Кроме того у нас разработаны внутренние стандарты оценки качества, которые позволяют оценить тактику ведения в соответствии с современными рекомендациями. Безусловно, самый важный критерий – это эффективность наблюдения в нашем Центре, по мнению вовлеченных пациентов.

– Яна Валерьевна, какие планы и стратегии Вы видите для дальнейшего развития и улучшения услуг телемедицины?

– Развитие информационных технологий в здравоохранении является приоритетной задачей для государства. Основными тенденциями развития телемедицины являются уменьшение размеров приборов, возможность оценки большого спектра параметров, а также использование возможностей искусственного интеллекта для системного анализа большого количества данных.

Относительно Центра Кардиотелеметрии, мы планируем расширить показания для наблюдения в Центре Кардиотелеметрии.

В настоящий момент основную когорту наблюдений составляют пациенты аритмологического профиля. Однако важной целевой группой являются пациенты после острых сердечно-сосудистых событий, особенно инфарктов миокарда, а также пациенты с хронической сердечной недостаточностью. Следующей задачей является переход на круглосуточный формат работы. В настоящий момент мы работаем 7 дней в неделю, включая праздники, однако крайне актуально осуществлять кардиологическую поддержку в любое время суток.

Кроме того, мы планируем развить телемедицинские услуги по направлению «Врач-Врач». Важной задачей данного направления является создание возможности консультативной поддержки работников здравоохранения регионов, а также новых территорий. Развитие данного направления позволит повысить и унифицировать качество оказания медицинской помощи, а также станет отличным инструментом помощи для молодых врачей.

Хотите позаботиться о Ваших близких, направляйте их в Центр Кардиотелеметрии.

Газета «Социальная политика» № 16 (1428)