Разговор о важности родного языка стал одним из важнейших на Всероссийском форуме национального единства. Эксперты обсуждали, как привить ребенку любовь к чтению и что ему читать, как преподавать родные языки, что такое семейное чтение – уходящая традиция или вечная ценность, и как сохранить русский литературный язык.
Площадка «Родная речь – Отечеству основа» собрала известных российских филологов, педагогов, учителей родных языков, воспитателей, библиотекарей и студентов.
Заместитель директора департамента образования и науки Югры Инна Святченко отметила, что через родной язык мать передает ребенку свою любовь, в том числе к Отечеству. Таким образом, язык становится важным каркасом, а в нашей стране русский язык – это еще и язык межнационального общения. Она добавила, что в СурГПУ открывается новое направление подготовки для будущих педагогов: «Русский и родной язык».
Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент Российской академии образования Руслан Бозиев рассказал о роли национальных литератур в системе отечественной литературы. Он напомнил, что Россия уникальна языковым многообразием: в нашей стране существует около 60 письменных языков и литератур. И перед педагогами стоит большая задача – привить любовь к чтению, научить видеть мир шире с помощью литературы и читать не только на русском языке, но и на родном:
– Когда читаешь художественное произведение, например «Войну и мир», то сложно потом смотреть экранизацию. Литература учит нас мыслить образами, развивает фантазию, она инструмент познания самого себя. Школьная литература – единственная в учебном заведении – пытается говорить с душой, но как говорить с ней, если этот язык не ведется в стенах родного дома? Доктор филологических наук, главный научный сотрудник СурГПУ Нина Дворяшина затронула тему семейного чтения. По ее мнению, нелюбовь к чтению у ребенка возникает из-за общего волевого недоразвития. Подрастающее поколение поздно осваивает письменный язык, книга навязывается, а не является личным выбором, педагоги не помогают семьям освоить дисциплину чтения.
– В совместном чтении важно слушающих детей превратить в говорящих. Они сами способны познавать мир, приходить к важным выводам и формировать себя самостоятельно как личность. Как приучить детей к чтению? Необходимо всем, кто окружает ребенка, радоваться каждой прочитанной книге, – заявила эксперт. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка РГПУ имени Герцена Валерий Ефремов рассказал о распространенных мифах вокруг русского языка.
Первый миф – то, что русский язык умирает. По словам спикера, русский язык активно используется в 16 странах, на протяжении более чем трех веков относится к «языкам-гигантам», которые не входят в группу риска. Второй миф – русский язык портится.
– В мире не существует языков, которые бы «улучшались». Нам необходимо принять это как историческую данность. Русский язык уже испытывал четыре этапа вульгаризации – от пушкинской эпохи до постсоветской России. Современное старшее поколение близко к сердцу принимает происходящее из-за стремительной вульгаризации языка за последние 30 лет и по причине засилья иностранных слов, – пояснил Валерий Ефремов.
Читать в источнике