И так, думаю для многих будет интересно посмотреть на процесс сборки сабвуфера(речь о низкочастотном динамике), и немного разобраться с устройством динамиков.
Ранее я уже занимался подобным, когда делал 4.75" "сабвуфер" для моего бумбокса, руки помнят, процесс налажен, понимания что делать есть.
Но в этот раз все будет еще интереснее, по сколько я буду делать 8" динамик из 12", и более того сабвуфер, из эстрадного мид-басса, и немного зайдя на перед скажу что я столкнусь с некими серьезными нюансами того, что из совершенно не подходящей подвижной системы я буду делать сабвуфер.
Но это еще впереди, ну так вот, из чего же я буду делать сабвуфер, нежели специально для этого покупал 12" эстрадный мид, рабочий, ради экспериментов?
Нет конечно, опыт опытом, интерес интересом, но ради этого брать и "ломать" хорошую, рабочую вещь я бы не стал бы.
По этому за основу как ни кстати мне подарили такой эстрадный мид-бас, естественно не рабочий.
И как вы уже догадались по вскрытому колпаку, искал я обрыв, обрыв провода, катушка не перезванивалась, абсолютно.
И тут было 2 варианта-Сама катушка вышла из стоя(сгорела), либо обрыв провода где то до нее.
Естественно я не варвар, по этому я таки надеялся на 2е, что я смогу найти его где то под колпаком, восстановить, и продать этот мид как есть, так как мне он не к чему, да и если вещь удаться отремонтировать-я не варвар, я не пустил бы его на эксперименты.
Но как вы уже поняли, тогда бы я не писал эту статью, а значит к сожалению или к счастью, обрыв был не под колпаком, но где?
А вот отгадайте...И нет катушка пусть и со следами перегрева (просто кто то поверил в надпись 400W), но жива.
Но к этому вернемся позже.
Ну так вот...
Катушка жива, но обрыв оказался между шиной(которая проходит за проводом, который припаивается одним концом к этой самой шине...(на фото уже пропаянный восстановленный вариант, на заводе припоя пожалели).
+1 Вещь в копилку странностей, совсем не понятно, почему производитель не мог сделать больше магнитный зазор, и намотать провода потолще и больше, в 4 слоя, дабы и катушка была мощнее, и оба конца провода выходили с 1 стороны, ведь мне пока что уже очевидно что это банальная экономия, логично что долго это решение не продержалось, с надписью 400w на фланце)
2-Страння вещь-надпись 400W на фланце, уж смотря на толщину провода, и каркас катушки...В это очень слабо верится, и судя о чуть темному цвету катушки, это и так очевидно.
3-Странная вещь вытекающая из этого всего-Каркас из каптонового скотча, не из алюминия, следовательно катушка почти не охлаждается.
Да, вы справедливо можете сказать что это эстрадный мид, почти СЧ, и логично что тут нужна легкая катушка.
Но я вам вам все равно приведу 2 пункт.
Если бы производитель написал честно 50W, я бы не докапывался.
А так, с заявкой 400, такая катушка по мимо того что криво намотана, но и в принципе не годится.
И вот я вам озвучил основную проблему этой подвижной системы-катушка, пусть она и 2" что уже серьезнее 1" катушки, но по факту хорошая 1" 4х слойная катушка из толстого провода, на алюм каркасе будет лучше, и выдержит больше нежели это 2" позорище.
Но опят-таки это эксперимент, пусть производитель этой подвижной системы мне немного поднасрал, но куда уже деваться.
Подготавливаем подвижку:
Обрезаю под нужный диаметр.
И сразу начнем с нюансов, нежели так просто можно взять подвижную систему 12" динамика, обрезать под 8", приклеить новый подвес, и будет все хорошо, и она встанет в совершенно другую корзину(каркас динамика)?
И да, и нет.
1х-Нужно учитывать конусность, и высоту подвижной системы, как бы такого не было, что после обрезки подвижная система не оказалась слишком низкой, или же катушка вовсе была бы уже не в зазоре...
Да, такое может быть, но из личного опыта скажу, зачастую работая с современными стандартными подвижными системами, их все же в большинстве своем делают по одному стандарту конусности, и высоте катушки.
И в таком случае да, можно обрезать диффузор и шайбу под нужный диаметр, и она подойдет к новой корзине в 80% случаев.
Хотя однозначно существуют не стандартные диффузоры:
Например "плоские", сабвуферы "блинчики", но тут думаю и так очевидно, и понятно.
Но однако и со стандартным диффузором может быть не стандартная высота катушки...
Так-что в большинстве своем-да, но могут быть исключения.
Но так-же, теперь мне требуется найти корзину под 8", которой у меня нет, как и подвеса.
Брать для этого специально убитый 35гдн, советский....Нуу будто бы да, но будто бы я нашел вариант намного лучше, и в туже цену, заказал новую корзину, литую, с толстыми стенками, куда влезет 2" катушка, и подвес тоже в придачу...
Новый...
Естественно предварительно 10раз сверил чертеж, с моей подвижной системой, и пришел к выводу что была не была...
Единственный нюанс оставался, что эта корзина хоть и имеет отверстие под 2" катушку, но подразумевает все же мотор(магнитную систему) поменьше, и соответственно отверстия в моем фланце мотора, не совпадут с корзиной...
Вопрос...что делать... Сверлить либо новые отверстия в корзине, новой, либо во фланце...
Но в 1 случае не хотелось портить новую деталь, красивую, свежую...
Во 2м, я уже замучался чистить магнитный зазор после экстракции старых болтов из стали пластилин 3, которые затянули 2х метровым ключем, на фиксатор резьбы...
Да и не факт что отверстия я сделаю ровно, а зазор в корзине должен быть как можно ровнее в центре...С точностью в миллиметр....
На заводе эти отверстия по сему, сверлят станки, по чертежу...
По этому оставался только 1 вариант...Эпоксидная 2х компонентная смола...
Я уже пользовался ей...и знаю что это такое, вещь прочная...Но все равно возникали некие сомнения, так-как мотор весит 2 кг...
Но 3го не дано....Эх была не была...
Предварительно максимально отчистив поверхность фланца от старого клея...Начинаю работу...О центровал на глаз, но глаз алмаз, отклонение +- 1мм, что приемлемо...
Собираю дальше...
И еще пару нюансов:
1)-Почему ППУ подвес?
Мне желательно все же поставить подвес помягче, для более низкой резонансной частоты, при уже заданном весе подвижной системы в 38гр, а если поставить через чур жесткий подвес, резонансная частота получится высокой для данного веса, и придется утяжелять диффузор еще, и прилично, и тут уже может не хватить мощности магнитной системы, и мы получим очень высокую добротность при низком резонансе, или же на оборот.
2)-Отверстия рядом с катушкой, зачем я проковырял диффузор?
Для отведения избыточного давления под колпаком, если его не отводить, под ним будет создаваться давление, некая подушка, которая будет и так жесткий динамик демпфировать, и делать еще жестче, и повышать резонанс.
Так-же для дополнительного охлаждения катушки...
Да, в данном случае тут есть не маленькое отверстие в керне мотора, что и сделано для этих целей, и в целом мотор нормальный...
Но все же, решил продублировать обдув катушки, и выведение излишнего давления обратно.
Но в случае когда у сабвуфера у которого отсутвует отверстие в керне, такие отверстия в диффузоре крайне нужны, так как если их не будет, то давление будет только ооочень вяло уходить через сам зазор...
Будет лишнее демпфирование, и катушка будет находится в духовке, которую сама же и разогревает...
Так-же 3 нюанс:
Да, я обрезал диффузор, веса подвижной системы, и так легкой стало еще меньше, а резонансная частота так-же сильно зависит не только от жесткости подвеса, но и от массы подвижной системы...
По этому как минимум все обрезки приклеиваю обратно, но в 2й слой, снизу диффузора, тем самым добавляю(возвращаю) массу, и делаю диффузор прочнее.
Вес без подвеса...На тот момент я мог только предполагать резонансную частоту, но по сколько она зависит и от жесткости подвеса...Это было сделать не возможно, но рассчитывал на 35гц.
Но тут решил уже что пусть так, все же 37гр для достаточно мягкого подвеса это должно быть не мало...
По этому оставляем так.
Иии вооля, все собрано...
Прогрето, размято, обкатано, замерено:
Результаты до разминки, и после:
Но почему таже добротность плавает, и даже не фланце указаны другие цифры?
Да, открою большую тайну, но параметры ТС не стабильны, и не постоянны, и со временем тоже плывут, и зависят и от температуры катушки, от размягчения подвеса со временем, от положения звезд на небе, от вашего чиха...
Но в целом, после нескольких замеров, можно усредненные значения, которые и написаны на фланце, это те параметры, которые данный саб покажет в 6 из 10 замеров.
И да, ваш новый сабвуфер, с магазина, из коробки, действительно следует разминать, так-как даже новый ППУ подвес, он жесткий, очень....И только со временем при работе, размягчаются, а изначально не размятый новый динамик, даже не замерится, не какого пика на импедансе не будет вовсе...