Найти тему

Читать или не читать? Вот в чём вопрос.

Сегодня с одной мамочкой обсуждали детские книги. Сошлись на сказках Сутеева. И мультики по ним замечательные, не одно поколение их смотрело. А вот по поводу Чуковского у нас вышли разногласия. Мамочка считает, что у Чуковского кровавые сюжеты, дурацкие. И принципиально его произведения детям не читает.

По себе скажу, что когда была маленькой многое читали дома и в саду, ужасных воспоминаний нет, детский мозг это воспринимает иначе. Моему сыну нравится про Бармалея, и Мойдодыр его веселит. Он очень смешно декламировал Мойдодыра, когда был чуть младше.

Мамочка объясняет, что в сказке "Муха-Цокотуха" есть чудовищные сцены, к примеру, момент нападения паука на муху. Ребёнку не надо такое слушать. А как тогда книжку читать? Пропускать это место?

У меня племянник с кучей собственных страхов. Ему Чуковский очень нравится. «Тараканище» читают по 10 раз в день. Да еще с выражением, с акцентами на страшном! Он ручками закрывается и просит «ещё»...

Стала искать, что же по этому поводу пишут психологи... Итак!

"А я для себя заметила, что детям у Чуковского не все понятно - много слов, которые устарели или редко используются. Картинок в книжке недостаточно.
Поэтому захотела найти мультики по стихам, чтобы помочь им представить себе, от чем речь. И внезапно оказалось, что задача непростая. Мультик "Мойдодыр" самый свежий - 1954 (!) года
В целом понравился, понятные картинки, музыка хорошая, хотя текста могло бы быть побольше. Конечно, манера общения с ребенком немного шокирует:) Орут, угрожают, стыдят, короче, добрые советские мультики как они есть:)
Но ничего, на мальчика нашего это не произвело впечатления, к счастью. Зато весело и понятно. После мультика впервые прослушал весь текст от начала до конца внимательно.
А вот с Мухой - Цокотухой полный провал. Мультик нашла только один, 76 года, на мой взгляд очень неудачный. Текста почти нет. Какой, скажите, смысл, экранизировать Чуковского без текста? Куча лишнего неинтересного детям, всяких намеков и красивостей. Суета, мелькание, ничего не понятно маленькому.

И вот тут у меня вопрос - почему нет более новых мультфильмов? Ну, это же классика-классика. Как так, что последний вариант 54 года? Или может я не нашла? Знаете качественные мультфильмы по Чуковскому? Чтобы именно текст звучал?"

Я давно недоумеваю, почему нет современных мультиков по нашей замечательной классике: по Чуковскому, Маршаку, Сутееву, Михалкову? Всё равно все дети растут на этих книгах, они актуальны по-прежнему. Где "Айболит", "Телефон"? "Дядя Стёпа" и т. п. Учили с сыном "Стрекозу и Муравья". Смотрели с ним мультик, старый, ребёнку воспринять трудно. Как классика мультипликации прекрасен, как мультфильм для детей сомнителен.

Недоумеваю, почему бы не сделать современный мультфильм на классические произведения в соответствии с новыми возможностями передачи цвета и звука. Знакомому ребёнку двух лет, очень нравится слог Чуковского, зачитали его до дыр, повторяет многие слова оттуда, всё знает. Согласна, что уже другие взгляды на воспитание, а не "пристыдить", "кто сильнее, тот и прав" и т. д. Но эти сказки, дети, на мой взгляд воспринимают иначе, не так копают вглубь, как взрослые. Сейчас, будучи, взрослым человеком, совсем по-другому смотрю на смысл этих произведений, удивляюсь, почему маленькая я, оказывается, не понимала их до конца, хотя читала много раз. Ребенок смотрит советский Мойдодыр и Муху Цокотуху. Но, если будет выбор, выберет современную мультипликацию. Было бы здорово, если бы появились качественные современные мультфильмы на сказки Чуковского.

-2

Вот такие книги рекомендую. Очень красочно, рисунки как живые картины, с эмоциями! Издательство "Мозаика". Но мультиков всё же хочется)))

А вы читаете своим детям Чуковского? Или его произведения тоже считаете кровожадными и страшными?

А я считаю так. "Если вы не понимаете, чем хорош Чуковский для детей от 2 до 5, это говорит только о том, что вы не понимаете. Но это не страшно, можно получше узнать тему, если прочесть книгу самого Чуковского "От двух до пяти". Она очень классная, как и его стихи. Там потрясающие наблюдения за тем, как формируется речь ребенка и через речь - мышление.
У Чуковского совершено невероятное чувство языка, именно поэтому его строки завораживают детей в возрасте овладения речью - и вообще людей, неравнодушных к слову.
Конечно, не только Чуковский - Маршак, Хармс, Введенский, мои дети с их книжками выросли буквально в обнимку. "Дама сдавала в багаж" или "А вы знаете, что у..." я умею рассказывать даже не просыпаясь:)

Страсти-мордасти детей в этом возрасте обычно не пугают, тем более рассказывается о них весело, ритмично и все хорошо кончается.
Конечно, бывают тревожные впечатлительные дети, которые могут воспринять все буквально, но тут уж каждому родителю виднее, подойдёт ли текст его ребенку. Большинство детей радуются языковой игре и прекрасно понимают условность сюжетов.

Редактировать и "смягчать" авторский текст - так себе идея, на мой взгляд. Сказочная условность требует крайностей и страшностей, в истории должен быть конфликт, именно он двигает действие, иначе получится благообразная манная каша, где все милые и добрые и говорят "спасибо". Сами то хотели бы такие фильмы и сериалы смотреть?

Вообще, наблюдаю какое-то новое викторианство среди родителей. С идеей оградить ребенка от всего дискомфортного, чтобы только милота и доброта и хороший пример. С искренней верой, что вот как ребенку в сказке или мультике расскажут, так он и будет делать. Ну, вы серьезно? Мало того что сверху сыплются бредовые ограничения, так ещё и сами родители готовы прийти в ужас от любой строчки. Мифы Древней Греции тогда вообще надо запретить, да и сказки Пушкина. Не говоря уже про Колобок и Теремок, вот где ужасы!