Найти тему

Семейное образование. За и против

Многие люди следили за “экспериментом” семьи Тепляковых. Некоторые примеряли роль Тепляковых на себя, задавались вопросом: “Может быть, моему ребенку подойдёт семейное образование?”.

Я постараюсь ответить на вопрос “Есть ли смысл в семейном образовании? И если да, в каких случаях?”.

Начну как всегда с определений - чтобы не путаться.

Домашнее образование - это когда ребенок по медицинским показаниям не может ходить в школу, но к школе прикреплен, и учителя ходят обучать его к нему домой. Это вынужденная мера, и забота о гражданах, имеющих особые потребности, со стороны государства.

Семейное образование - это когда ребенка обучают дома. Такой экстернат, организованный руками родителей. Эта мера, в отличии от домашнего образования, - добровольное решение родителей.

Семейное образование - очевидно, нестандартное решение. Поэтому я считаю, что к такой мере нужно прибегать только в особых случаях.

Необходимое условие.

Домашнее образование затратно по финансам - вряд ли родители такого ребенка будут знать на высоком уровне все школьные предметы. Придётся нанимать многих специалистов.

А это значит, что прежде чем вообще задумываться о семейном образовании, стоит убедиться, что вы потянете по деньгам.

В каких случаях стоит рассмотреть вариант с семейным образованием?

Первый случай.

Ребенок очевидно опережает школьную программу по каким-либо предметам (или даже по всем).

В таком случае, на мой взгляд, целесообразно в первую очередь просить у учителей особых условий по данным предметам - например, чтобы они давали более сложные задания по предметам. Либо, чтобы вообще отпускали со своего предмета (при условии, что ребенок занимается дома самостоятельно (или с репетитором).

Только, внимание, такое решение больше подходит для технических предметов - математика, физика, химия, география, иностранные языки. И т.д. Словом, по тем предметам, по которым не требуется социального развития.

Соответственно, не следует такого делать с такими предметами как история, литература, обществознание. Особенно, если учителя по данным предметам любят рассуждать, и их изучение не сводится к зазубриванию фамилий и дат.

Второй случай.

Очевидная слабость школьной программы.

Здесь важно чётко понять, что дело именно в программе. Проверить это просто - если все плохо знают программу по конкретному предмету (или даже по всем), значит дело в учителе и школе.

Если сложности только у вашего ребенка, скорее всего, проблема именно в нём. Кому-то может быть неприятно, но, как правило, это - факт.

Хотя эта проблема - слабость школы - решается чаще всего переводом в другую школу, более сильную.

Третий случай.

Неуживчивость в коллективе и травля в школе. Или как сейчас это модно называть - буллинг.

О том, что делать в данной ситуации, я писал отдельно. Здесь скажу предельно кратко - перевод на семейное образование в данном случае можно рассмотреть только как временную меру. И только в крайнем случае. Это поможет временно избавиться от буллинга, но не поможет избавиться от причины этого явления. А причина чаще всего - в недостатке социальных навыков самого ребенка. И бороться нужно именно с ней.

Четвертый случай.

Серьёзное отставание от школьной программы.

Здесь семейное образование тоже можно рассмотреть только как временную меру. Догонять программу всё равно нужно. Если вы готовы нанять репетиторов и лично помогать ребенку в учебе, такой вариант рассмотреть можно. Когда ребёнок отстаёт, учителя, к сожалению, часто его ругают и демотивируют, и ситуация только усугубляется.

Здесь важная пометка. Прежде чем прибегать к подобной мере, убедитесь, что дело не в ребенке. Если он отстает по всем предметам, имеет смысл сводить его на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Если ребёнок отстаёт по всем предметам, это ненормальная ситуация, и нужно разбираться в её причинах. И только после этого принимать соответствующие меры.

Здесь есть ещё один риск.

Стоит помнить, что школа - это не только про знания. Она ещё и про социальное развитие. Поэтому принимая решения о семейном образовании, важно помнить что и социальной составляющей в этом случае всё равно придется заниматься.

Будет ли ваш ребенок ходить на кружки? Есть ли у него друзья не в школе, с которыми он может регулярно общаться? На подобного рода вопросы вы должны иметь четкие ответы, принимая данное решение. Также стоит обратить внимание на то, как помогать ребенку расширять кругозор.

Оправдана ли эта мера? Чаще всего - нет. Поступать как Тепляковы - лишь бы побыстрее сдать ЕГЭ, пусть даже абы как, и закончить школу - не лучшая затея.

Самого Теплякова можно как-то понять - он хотел поставить рекорд и прославиться, а ещё, возможно, указать на некоторые из существующих проблем образования. Вряд ли с такими действиями можно согласиться, но мотивация данных персонажей понятна. В большинстве же случаев это просто глупо и неоправданно.

Есть ли у детей, которые получили домашнее образование, преимущества перед обычными школьниками? Или наоборот?

Сказать трудно. Всё ситуативно. Существуют хорошие школы, существуют и слабые. Встречаются семьи, в которых родители могут организовать эффективное домашнее образование, существуют и те, которые не могут.

На мой взгляд, рисков больше чем выгод. Ключевой плюс здесь единственный - есть возможность опережать школьную программу. Но если цель обучения - получить качественные знания, то слишком сильно ускорять процесс их получения не стоит. Тем более, с учётом дополнительных рисков для психики ребёнка.