Я уже давно понимал, что рано или поздно придется писать про Воронеж. И вот ну не лежит душа к этому городу как-то. Вроде бы богатая история, большой крупный центр, но... Я даже не знаю как это объяснить. Наверное это больше что-то профессиональное. В детали вдаваться не буду, но получилось, что я профессиональные "терки", как сейчас говорят, распространил на весь город. В общем, пока Воронеж, к сожалению, на одном из последних мест в списке городов, где бы я хотел оказаться. Но какие поезда отсюда отправлялись именно как с начальной станции (не проходящие) давайте все-таки рассмотрим. Тем более, что уже в справочнике 1907 года Воронеж был. Правда, основная таблица, которая посвящена этому городу, находится далеко в конце - № 217. И там оказалось вообще невозможно отследить, какие именно поезда имели Воронеж именно конечной станцией. Если честно, то, видимо никакие, поскольку каждый из них, имеет какие-то станции как до, так и после Воронежа.
Единственное сомнение у меня возникают относительно киевского поезда. Он там зачем-то выделен отдельной строкой. В общем, пока я так точно и не понял, как пользоваться этим документом.
В 1936 году собственно воронежский поезд был один: на Москву, конечно. Номер у него был №11/12. Отправлялся он из Воронежа в 00:15. В 02:17 были Грязи, в 03:42 - Мичуринск, в 04:38 - Богоявленск, и в 12:54 - Москва. Итого 12 часов 39 минут. Да даже в наши дни не все поезда укладываются в такое время (правда, у них и маршруты иные, как правило). Ну так 1936 год - это ж 88 лет назад.
В 1946 году к скорому Москва-Воронеж №33/34 добавляется Воронеж-Калач №71/72. Причем в справочнике он помечен только как состав с жесткими вагонами. Справедливости ради необходимо заметить, что шел он днём, поэтому жесткость можно было пережить. Отправлялся поезд из Воронежа в 09:04 и прибывал в Калач в 17:05. Сохранился и поезд № 73/74 сообщением Воронеж-Киев (из Воронежа он выходил по четным, а назад соответственно по нечетным). В 00:30 поезд отправлялся из Воронеж (естественно, что это всё Воронеж-I), в 04:32 был в Нижнедевицке, в 06:20 в Касторной, в 10:21 на ст. Мармыши, в 12:43 миновал Щигры, в 13:53 была Охочевка и в 15:58 - Курск. Оттуда поезд уходил на Льгов, куда прибывал в 19:55,. В 22:40 было Коренево, а вторые сутки в пути поезд открывал на станции Ворожба - прибытие в 01:30. Далее шел Путивль в 03:11, Конотоп в 05:17, Бахмач в 06:23, Нежин в 09:02 и, наконец, поезд № 73 прибывал в 12:32 в столицу Украины. Время в пути 36 часов и еще 2 минуты. 6 часов 38 минут состав проводил в Киеве, после чего отправлялся в обратный путь в 19:10, прибывая в Воронеж в 05:10. То есть назад он доходил за 34 часа ровно.
Вот послевоенная фотография воронежского вокзала (50-е годы, уже новое здание):
А вот это 1967 год:
Вот и мы давайте перенесемся в стандартный для этого цикла 1969 год. Что же там было по Воронежу:
- Воронеж - Баку № 95/96. Время в пути до столицы Азербайджана 38 часов 10 минут. В одном графике с ним ходили Воронеж - Сочи (номер тоже тот же, и именно Сочи, а не Адлер) и Воронеж - Дербент. Время в пути 25,5 и 32,5 часа соответственно;
- Воронеж - Волгоград № 123/124 (тот же номер, что у саратовского, хотя график разный). Время в пути до Волгограда 18 часов 45 минут.
- Воронеж - Жданов № 85/86. Время в пути через Миллерово, Дебальцево и Ясиноватую аж 20 часов 15 минут;
- Воронеж - Киев № 131/132. Время в пути 19 часов 1 минута. И это прямо ну существенное ускорение по сравнению с послевоенным периодом времени. Хотя маршрут тот же через Курск, Льгов, Ворожбу и Нежин.
- Воронеж - Москва № 29/30. Время в пути здесь удалось сократить до 10 часов 17 минут. Ходил поезд через Мичуринск и Павелец;
- Воронеж - Саратов № 123/124. Шел он через Грязи, Жердевку, Поворино, Балашов, Ртищево. в пути был 16 часов 42 минуты;
Появились и вагоны беспересадочного сообщения: на Одессу, Поворино и даже Барнаул!
В 1987 году перечень направлений еще более расширяется:
- Адлер № 395/396 - время в пути 27 часов 38 минут (замедление);
- Баку № 395/396 - время в пути 42 часа 15 минут (также замедление, причем приличное);
- Волгоград № 223/224 - время в пути 21 час 20 минут (и тоже замедление);
- Жданов № 185/186 - 21 час 54 минуты (замедление);
- Киев № 231/232 - 19 часов 25 минут (пусть всего на 24 минуты, но замедление);
- Ленинград № 253/254 - новое направление в списке. Время в пути до северной столицы 19 часов 30 минут;
- Москва (Казанский вокзал) № 25/26 - а вот со временем в справочнике ерунда. Ну или его тормозили у каждого столба, иначе как там можно получить 18 часов 52 минуты. И это фирменный "Воронеж". Но там был и еще один поезд - № 63. Так вот он был в пути 7 часов 50 минут!!! Я бы сказал, что строки явно перепутаны. Но время хорошее. И это в 1987 году. был еще третий № 81/82;
- Рига - 38 часов 12 минут. И это также было новое направление в списке. Маршрут весьма интересный - Орел, Смоленск, Витебск, Даугавпилс.
- Симферополь - тоже новое направление через Лихую, Дебальцево, Запорожье. Время в пути 28 часов 06 минут.
Ну и в таблице 8 я нашел Харьков - Воронеж № 637/638. И, видимо, сохранился Воронеж - Калач, но там в таблице № 275 непонятно как-то - просто информация о движении между городами поездов №681/682 и 683/684. А вот откуда и куда... Скорее всего, просто именно соединяли эти два города. Также указано направление Воронеж - Рамонь, но там четырехзначная нумерация.
Вагоны беспересадочного сообщения были на Адлер, Астрахань, Балашов, Новосибирск, Одессу, Поворино, Ртищево, Симферополь.
В 1995 году из списка уже Баку, но добавился Новосибирск - новое направление, видимо, выросшее из вагона беспересадочного сообщения. Рига и Киев сохранялись еще.
Что у нас там по началу XXI века. Смотрим 2004 год. Итак, из Воронежа, как начальной станции, поезда шли до:
- Адлера № 495/496 - 25:48 (ускорили немного);
- Белгорода (там составы 900-й нумерации);
- Брянска № 369/370 - 13:51 - раньше не был замечен в расписании;
- Волгоград № 303/304 - 16:25 (прямо прилично ускорили поезд);
- Киев № 331/332 - 18:32 (тоже ускорили);
- Мариуполь № 385/386 - время в пути 21:32;
- Москва - аж 4 поезда с временем 10,5-12,5 часов (ни о каких 8 часах речь уже не идет);
- Новосибирск - № 73/74. Время в пути 61 час 58 минут;
- Россошь - 04:02. № 671/672.
- Рязань - поезд 800-й нумерации (входили тогда в моду такие экспрессы). Время в пути 6:51. Назывался он Экспресс Русь;
- Санкт-Петербург - два поезда. Время в пути 22-23,5 часа (намного медленнее);
- Симферополь - 22:27 (очень прилично ускоренный по сравнению с 1987 годом).
Вагоны беспересадочного сообщения шли на Волгоград, Ртищево, Саратов, Симферополь (видимо в зимний период, когда убирали поезда).
В 2024 году остался Воронеж - Адлер № 459/460, в пути около 25 часов. Появился Воронеж-Белгород № 209/210 - 06:35 в пути. Есть и еще более быстрый поезд до Белгорода - 06:20 - дневной № 229/230. До Москвы теперь ходят двухэтажные поезда и дневные экспрессы. Самый быстрый в пути 06 часов 24 минуты. Ну и Воронеж - Волгоград - время в пути теперь 13 часов 02 минуты (еще больше ускорили).
А есть еще и туристический поезд 900-й нумерации "Бобренок" - Воронеж - Верхняя Хава (или просто Хава). Это такое село в Воронежской области. Один из образцов хорошо организованного сельского хозяйства. Так это позиционируют. Возит же он туристов в бобровый питомник - отсюда и название.
Вот как-то так всё непросто с этим городом. Налицо прямо резкое сокращение числа направлений из этого города. Нет ни на Урал, ни в СибирЬ. Понятно, что через Придачу (Воронеж-Южный) проходит огромное количество поездов. Но своих там нет. Только проходящие. Ну а скорость. Радикально она увеличилась лишь в направлении на Москву и Волгоград. Белгород особенно не с чем сравнивать. Адлер без особых подвижек за все 50 с лишним лет сопоставления. Хотя там есть проходящие поезда, которые гораздо быстрее. Но самое главное - своих поездов почти не осталось по сравнению с более ранними периодами.
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!