Как добиться права занять свое место в вагоне и не поругаться с попутчиками.
Вероника ПАНИНА.
Наступает сезон отпусков, длинных поездок и вместе с ними - вечных конфликтов между пассажирами. Как ни пытаются авиакомпании и РЖД регулировать все возможные ситуации и вводить правила на все случаи жизни, столкновений интересов не избежать.
Одна из самых классических проблем - попытка занять в поезде не свое место. Купить билет на верхнюю полку, а ехать на нижней. А бывает и похлеще - пассажир с боковушки вытесняет соседа из купейного отсека, мол, ему комфорт важнее.
Как отстоять свои права и при этом не устроить разборку с попутчиками на всю дорогу? Ведь ехать иной раз надо и два, и три дня, тут в состоянии вечных споров будет очень некомфортно.
"И начинает мне в лицо своей ногой тыкать"
Классическая ситуация - вы садитесь в поезд, а ваше нижнее место занято. Или бабушкой, которой наверх тяжело лезть, или мамой с малышом, или вообще человеком с непонятными претензиями.
- Я как-то подошла к своему купе, а там на моей нижней полке лежит молодой парень, - рассказывает наша читательница Валерия. - Я удивилась, говорю: извините, это мое место. Так он откидывает простыню и начинает тыкать в меня красной распухшей ногой в каких-то язвах! Прямо в лицо! И кричит: как я с такой ногой наверх полезу! Вы обязаны мне уступить!
Причин, по которой пассажир, желающий ехать на нижней полке, покупает билет на верхнюю, может быть много, и не обязательно это желание сэкономить. Хотя оно, конечно, основное: билет на нижнее место стоит в полтора-два раза дороже, чем на верхнее. Но в период ажиотажного спроса, особенно на южных направлениях, нижних мест может просто не достаться. А с некоторых промежуточных станций билеты вообще начинают продавать за три дня, когда все лучшие места разобраны.
Зачем на самом деле надо звать проводника
Особенно интересна ситуация, когда вы садитесь в поезд на промежуточной станции, глубокой ночью, а на вашей нижней полке кто-то сладко спит. Что тут можно сделать?
1. Начинать всегда надо с вежливой просьбы. Может, человек надеялся, что никто не придет, а так-то он наглеть не собирается, и мирно залезет к себе наверх. Поэтому первый шаг:
- Извините, это мое место, не могли бы вы пересесть на свое? Вот мой билет, в нем указано именно это место.
2. Если следует отказ.
- Я с маленьким ребенком... Я старенькая... Я инвалид, мне трудно...
Предложите оплатить разницу в стоимости.
- Давайте меняться, но мой билет на пять тысяч дороже вашего, верните мне разницу в цене и езжайте на нижней полке, пожалуйста.
Как ни странно, аргумент обычно действует, кроме случаев совсем уж клинической наглости. Но тут надо быть готовым, что человек действительно хотел заплатить за нижнее место: возьмет и компенсирует вам разницу. Тогда придется лезть наверх.
3. Договориться не удалось. Вот тут уже зовем проводника. Но - внимание! - решать не вашу проблему, а второго пассажира.
- Тут мама с ребенком... старенькая бабушка... Им трудно, помогите им найти место.
Психологи объясняют: это принципиально. Вы - на своем месте и вас все устраивает. Решать надо не вашу проблему, вы просто привлекаете внимание к чужой. То есть пусть проводник разбирается со вторым пассажиром. Не с вами.
А поесть?
РЖД четко определили время, когда пассажиры с верхних полок могут спускаться вниз, чтобы поесть. Это завтрак - полчаса между 7.00 и 10.00, обед - 1 час с 12.00 до 15.00, и ужин - полчаса с 19.00 до 21.00. На это время пассажир с нижней полки должен уступить место у столика.
При этом столик одинаково принадлежит всем пассажирам. То есть хранить на нем свою посуду и продукты могут все, а не только обитатели нижних полок.