Найти тему
Из жизни

Я же с ребенком: что делать, если вашу полку в поезде заняли и не собираются уступать

Внимательно выбирайте попутчиков. Фото Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Внимательно выбирайте попутчиков. Фото Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Как добиться права занять свое место в вагоне и не поругаться с попутчиками.

Вероника ПАНИНА.

Наступает сезон отпусков, длинных поездок и вместе с ними - вечных конфликтов между пассажирами. Как ни пытаются авиакомпании и РЖД регулировать все возможные ситуации и вводить правила на все случаи жизни, столкновений интересов не избежать.

Одна из самых классических проблем - попытка занять в поезде не свое место. Купить билет на верхнюю полку, а ехать на нижней. А бывает и похлеще - пассажир с боковушки вытесняет соседа из купейного отсека, мол, ему комфорт важнее.

Фото Elena Mayorova/Global Look Press
Фото Elena Mayorova/Global Look Press

Как отстоять свои права и при этом не устроить разборку с попутчиками на всю дорогу? Ведь ехать иной раз надо и два, и три дня, тут в состоянии вечных споров будет очень некомфортно.

"И начинает мне в лицо своей ногой тыкать"

Классическая ситуация - вы садитесь в поезд, а ваше нижнее место занято. Или бабушкой, которой наверх тяжело лезть, или мамой с малышом, или вообще человеком с непонятными претензиями.

- Я как-то подошла к своему купе, а там на моей нижней полке лежит молодой парень, - рассказывает наша читательница Валерия. - Я удивилась, говорю: извините, это мое место. Так он откидывает простыню и начинает тыкать в меня красной распухшей ногой в каких-то язвах! Прямо в лицо! И кричит: как я с такой ногой наверх полезу! Вы обязаны мне уступить!

Причин, по которой пассажир, желающий ехать на нижней полке, покупает билет на верхнюю, может быть много, и не обязательно это желание сэкономить. Хотя оно, конечно, основное: билет на нижнее место стоит в полтора-два раза дороже, чем на верхнее. Но в период ажиотажного спроса, особенно на южных направлениях, нижних мест может просто не достаться. А с некоторых промежуточных станций билеты вообще начинают продавать за три дня, когда все лучшие места разобраны.

Зачем на самом деле надо звать проводника

Особенно интересна ситуация, когда вы садитесь в поезд на промежуточной станции, глубокой ночью, а на вашей нижней полке кто-то сладко спит. Что тут можно сделать?

1. Начинать всегда надо с вежливой просьбы. Может, человек надеялся, что никто не придет, а так-то он наглеть не собирается, и мирно залезет к себе наверх. Поэтому первый шаг:

- Извините, это мое место, не могли бы вы пересесть на свое? Вот мой билет, в нем указано именно это место.

2. Если следует отказ.

- Я с маленьким ребенком... Я старенькая... Я инвалид, мне трудно...

Предложите оплатить разницу в стоимости.

Ехать с детьми в поезде - так себе развлечение. Фото Mikhail Pletsky/Russian Look
Ехать с детьми в поезде - так себе развлечение. Фото Mikhail Pletsky/Russian Look
- Давайте меняться, но мой билет на пять тысяч дороже вашего, верните мне разницу в цене и езжайте на нижней полке, пожалуйста.

Как ни странно, аргумент обычно действует, кроме случаев совсем уж клинической наглости. Но тут надо быть готовым, что человек действительно хотел заплатить за нижнее место: возьмет и компенсирует вам разницу. Тогда придется лезть наверх.

3. Договориться не удалось. Вот тут уже зовем проводника. Но - внимание! - решать не вашу проблему, а второго пассажира.

- Тут мама с ребенком... старенькая бабушка... Им трудно, помогите им найти место.

Психологи объясняют: это принципиально. Вы - на своем месте и вас все устраивает. Решать надо не вашу проблему, вы просто привлекаете внимание к чужой. То есть пусть проводник разбирается со вторым пассажиром. Не с вами.

Фото Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press
Фото Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press

А поесть?

РЖД четко определили время, когда пассажиры с верхних полок могут спускаться вниз, чтобы поесть. Это завтрак - полчаса между 7.00 и 10.00, обед - 1 час с 12.00 до 15.00, и ужин - полчаса с 19.00 до 21.00. На это время пассажир с нижней полки должен уступить место у столика.

При этом столик одинаково принадлежит всем пассажирам. То есть хранить на нем свою посуду и продукты могут все, а не только обитатели нижних полок.