Найти тему
Чернильница из хлеба

Невидимая живопись – это не оксюморон, это Владимир Вейсберг.

Расскажу вам о своем свежем потрясении, о выставке “От цвета к свету” в Пушкинском музее. Поводом для нее стала дата –  сто лет со дня рождения художника Владимира Вейсберга, творчество которого сейчас не то, что не теряет своей актуальности, а только ее набирает. Ведь оно про неспешное созерцание, глубину, тишину и спокойствие. Поднимите руку, кому сейчас этого не нужно?

Владимир Вейсберг в своей мастерской на Арбате. 1972. Фото: Игорь Пальмин. Courtesy IN ARTIBUS Foundation
Владимир Вейсберг в своей мастерской на Арбате. 1972. Фото: Игорь Пальмин. Courtesy IN ARTIBUS Foundation

Владимир Вейсберг (1924 - 1984) принадлежит к послевоенному поколению художников, становление которых пришлось на середину 1950-х – начало 1960-х, на эпоху оттепели. Он долгое время был вне цехового сообщества. Его оригинальная манера не имеет маргинальных черт, самоизоляция была необходимой частью поиска гармонии мира. Ее он, в конце концов, смог воплотить в живописной материи, опираясь на собственную теорию колоризма, в которой самого цвета практически и не осталось.

Первый, ранний период творчества Вейсберга тесно связан с именем  его учителя, художника Сергея Ивашёва-Мусатова. Весной и летом 1947 года он готовил ученика к поступлению в Суриковский институт. Не смотря на отличные оценки, Вейсберга туда не взяли, но занятия он не бросил. А уже с осени этого же года Вейсберг остается один на пути поиска своего “звучания”, Сергея Ивашёва-Мусатова арестовывают.

Владимир Вейсберг. Куст. 1947 Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Владимир Вейсберг. Куст. 1947 Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Смотрите какой плотный рельефный мазок, изобилие цветов. Запомните, как это было в начале творческого пути, чтобы ахнуть от удивления в конце статьи. Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Смотрите какой плотный рельефный мазок, изобилие цветов. Запомните, как это было в начале творческого пути, чтобы ахнуть от удивления в конце статьи. Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.

Через нервный срыв и глубокий кризис Вейсберг на ощупь выходит на новую, но уже твердую дорогу. При этом окружающая действительность перестает его волновать, следующие полтора десятилетия он рисует исключительно для себя, ставя творческие поиски выше всех материальных и социальных благ. В середине 50-х годов Вейсберг пишет большое количество портретов, а их героями становятся даже случайные прохожие.

Сила темперамента, выявление внутренней сути модели через контрастность звучания,  – это то, что завораживает, заставляет остановиться и долго разглядывать изображения, ведя молчаливый диалог с застывшими в вечности тенями людей. Удивительным образом, не имея большой предметной содержательности, неких невербальных указателей, портреты Вейсберга  легко справляются с задачей демонстрации “второго слоя”, словно его кисть имеет рентгенографический эффект.

Параллельно художник проделывает кропотливую работу над изучением свойств цвета. И благодатным полигоном для своих испытаний здесь  он выбирает натюрморт.

Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.
Фото автора с выставки от «От цвета к свету» в Пушкинском музее.

В них Вейсберг совсем себя не сдерживает, доходит до пика, выкручивает на максимум, насыщает предметы шумом цвета. Чтобы позже без сожаления  выключить его навсегда, предпочтя громкому звучанию цвета, тихую медитацию света.

Цвет начинает постепенно исчезать из работ Вейсберга на рубеже 50-х-60-х годов. В 1956 году он участвует в выставке молодых художников Москвы и Подмосковья. Работы художника замечают. Он вступает в дружеское профессиональное объединение «Девятка». Вместе с художниками-единомышленниками, которые всерьез были увлечены изучением творчества Поля Сезанна и его теоретических построений в области колористики, Владимир Вейсберг исступленно ищет  свой метод. Ничего кроме искусство для него не существует.

В декабре 1962 года Вейсберг выступил с докладом на научном симпозиуме, где смог представить свой взгляд на эволюцию колоризма. Колоризм он видел сутью живописи. Картина становится «цветовой конструкцией» и подчиняется законам цветовой пластики. Цвет уподобляется звуку: его восприятие не должно отягощаться никакими литературными, сюжетными или психологическими ассоциациями.

Венцом эволюции колоризма, по Вейсбергу, становится «невидимая живопись». В её основе. — неузнавание цвета, неслышное трепетание которого на поверхности холста должно настраивать зрителя на более высокого порядка созерцание, более глубокое восприятие. Фактурная поверхность уступает место пространственной живописи, где предметы и силуэты парят в воздушной среде. Сформулированная концепция стала тем самым собственным творческим методом, которого художник придерживался до самой своей смерти.

От кураторов выставки:

Искусство художника знаменует собой предел, достигнутый в станковой картине на пути передачи средствами живописи медитативного состояние внутренней сосредоточенности, и при этом воплощает трагизм экзистенциального одиночества человека в XX столетии.


Сложно тут что-то еще добавить, кроме того, что в XXI веке экзистенциальный кризис продолжает  цвести  буйным цветом и живопись Владимира  Вейсберга нам всем очень нужна.

Будет время, сходите обязательно в Пушкинский музей на выставку, дайте себе возможность хотя бы ненадолго сойти с этой безумной карусели сегодняшнего дня.

И финальное: эволюция гранта по Вейсбергу. Фантастика!

А на канале вас уже очень ждут другие публикации.
Пишу о книгах и их авторах, о кино, искусстве и немного про свою жизнь.

Здесь тоже есть, что почитать, но чаще посмотреть.

Спасибо за интерес !