Найти тему
Wylsacom

Microsoft хочет создать конкурента App Store и Google Play. Или всё-таки не хочет?

Похоже, «Майки» и сами не могут решить.

Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media

Обсуждения о закрытии студий Arkane Austin и Tango Gameworks не утихают до сих пор. При этом уже появились первые слухи о том, что Microsoft намеренно сокращает расходы из-за покупки Activision Blizzard. На этом фоне логично предположить, что компания не будет запускать что-то рискованное и непродуманное, но как бы не так.

На технологическом саммите Bloomberg президент Xbox Сара Бонд заявила, что компания откроет свой магазин с блэкджеком и приложениями для мобильных устройств. Запуск запланирован на июль текущего года. Завлекать пользователей будут Minecraft, Candy Crush Saga и проекты мобильного подразделения Activision Blizzard — King.

Позднее в магазине появятся кроссплатформенные игры для смартфонов, ПК и консолей. Но зачем выделять бюджет на ещё один проект, который рискует быть мертворождённым? Давайте разбираться вместе.

Что же это за магазин приложений?

По всей видимости, это ещё одна чёрная дыра, в которую будут вливать огромные деньги в надежде, что она выстрелит. А учитывая отсутствие значимых козырей в рукаве компании, крупные игроки рынка Apple и Google не оставят камня на камне от плана «Майков».

Внезапное стремление покорить мобильный рынок игр выглядит больше как предсмертные судороги. Это ещё раз доказывает, что компания не понимает, чего она хочет. При этом бесконечные карманы Microsoft, похоже, канули в небытие, и теперь нужно думать, прежде чем что-то делать.

-2

Почему Microsoft внезапно стала скупой?

«Корпорация зла» многим известна за счёт её огромных мешков денег, которые она пихает тут и там. Однако внезапно компания затянула пояса. И началась такая оптимизация с сокращения рядовых девелоперов.

По информации бывшего PR-менеджера Xbox Брэда Хилдербранда, у Microsoft есть как минимум две причины резко сократить расходы.

Первая причина — очевидное снижение доходов Game Pass.

Изначально сервис был запущен, для того чтобы предоставить доступ как можно большему количеству игроков. С 2017 года он работал в минус, и в Xbox постоянно думали, как привлечь больше пользователей. Но внезапно случился ковид, и люди осели дома, а Game Pass оказался неплохим развлечением. В целом индустрия игр довольно неплохо поднялась во время пандемии.

Однако мир преодолел вирус и зажил своей привычной жизнью, а Game Pass снова стал работать в убыток. На фоне покупки Activision Blizzard такое положение дел сильно разозлило топ-менеджмент «Майков».

Игры вроде Hi-Fi RUSH, которая, замечу, просто невероятная, получают очень небольшой прирост доходов, оттого что становятся самыми популярными в Game Pass в течение месяца. Однако после они падают в чартах, когда игроки переходят к другим актуальным новинкам. Бедной Redfall пришлось ещё хуже, ведь её релиз получился таким неудачным, что у неё просто не было шансов.

Эта система хорошо работала некоторое время, когда Game Pass стремительно рос, но теперь сервис сильно замедлился. Количество доходов, которые он приносит играм, не соответствует бюджетам на их разработку.

Брэд Хилдербранд
Экс-сотрудник Microsoft

Вторая причина проистекает из первой: Microsoft хочет, чтобы Xbox «отбила» покупку Activision Blizzard за $69 млн. Но так как игровому подразделению нечем привлечь игроков, то приходится распускать студии. Call of Duty может стать тем крючком, на который клюнут игроки, но в Xbox сомневаются, что игра стоит свеч.

Игры вроде Redfall или Starfield не привели к достаточному росту количества подписчиков Game Pass, а на горизонте не видно ничего, что могло бы дать толчок развитию сервиса. Лучшая перспектива — это Call of Duty. Но стоит ли рисковать гарантированным доходом от продаж, который приносит франшиза, запуская игру в Game Pass в день релиза и потенциально теряя огромные деньги?
Брэд Хилдербранд
Экс-сотрудник Microsoft
Чай в шоке от действий Microsoft. Источник: Tango Gameworks
Чай в шоке от действий Microsoft. Источник: Tango Gameworks

А кто виноват в провалах Xbox?

Люди, ранее работавшие в Microsoft, отмечают, что у одной игры менеджеры могут сменяться по 2−3 раза. Из-за чего решения о дальнейшей разработке могут быть абсолютно полярными, что задерживает выход игр и в итоге приводит к снижению доходов корпорации.

Говоря об иррациональности менеджмента в игровом подразделении компании, мы снова возвращаемся к закрытию Arkane Austin и Tango Gameworks. Почему? На этот вопрос хорошо ответил игровой журналист Алексей Макаренков.

Он утверждает, что в распоряжении Xbox находится студия The Initiative, которая с 2018 года занимается только одной игрой — Perfect Dark. К текущему времени у разработчиков на руках есть только прототип, который ещё несколько лет придётся доводить до играбельного состояния. И всё это с учётом того, что на помощь им пришла студия Crystal Dynamics, не говоря о многомиллионных бюджетах на разработку игры.

При этом The Initiative, у которой нет ни одной игры, всё ещё живёт и здравствует, а Arkane Austin и Tango Gameworks с их довольно крепкими проектами распущены. Что вызывает логичный вопрос: «Почему?»

Похоже, что даже в топ-менеджменте Xbox персонал не способен договориться. Когда главу игровых студий Xbox Мэтта Бути спросили, почему была закрыта Tango Gameworks, он заявил, что компании нужны «менее масштабные игры, которые принесут награды и престиж». Сегодня уже президент Xbox Сара Бонд, отвечая на тот же вопрос, подчеркнула, что успех каждой игры корпорация рассматривает отдельно.

То есть обычные девелоперы должны работать в постоянном страхе, что, даже если их игра «взлетит», они всё равно могут быть уволены. При этом неясно, какими конкретно критериями пользуется Microsoft, чтобы оценить качество продукта.

-4

Выводы

Microsoft очевидно проигрывает гонку консолей и истерично мечется в попытках хоть как-то монетизировать своё крупнейшее вложение. И похоже, что эта тревога сказывается на всех уровнях персонала компании. Кажется, менеджеры вообще не понимают, что они делают, и в попытках сохранить вид лезут на рынок, который им не по зубам.

Складывается ощущение, что чёткого видения, как развивать игровой бизнес, у компании нет. И в этом состоит главная проблема Microsoft. Покупка Activision Blizzard не смогла склонить чашу весов под названием «Внимание покупателей» в сторону корпорации. При этом главный конкурент Sony со своей тактикой эксклюзивов-блокбастеров, наоборот, приумножает своё превосходство, выходя на рынок ПК.

Для игроков провал Microsoft не сулит ничего хорошего. Ослабление конкуренции потихоньку развязывает руки японцам. Повышение цен на PS Plus и скандал вокруг Helldivers 2 намекают, что в Sony тоже полно самодуров, которые, однако, умеют зарабатывать на том, что они делают. Вероятно, такая тенденция сохранится, а вот хороших игр больше не станет.