Миф о Нарциссе - это универсальный миф о человеке и о том как он смотрит на мир, видя в нем лишь отражение себя, не давая себе возможности услышать эхо другого.
Караваджо: Жизнь коротка - искусство вечно
В 1597 году за эту историю берется Караваджо и пишет свою картину “Нарцисс ручья” совсем о другом. Он пишет историю об искусстве и встрече со смертью.
Главное тут то, как расположены главный герой и его двойник в воде. Надводная часть картины значительно больше, она занимает 60% полотна. Мы полностью видим Нарцисса, и ещё даже темное пространство над ним.
А его отражение, обрезано нижним краем холста, видно лишь частично. Поэтому кажется, что отражение лежит, в то время как сам Нарцисс сидит. Кроме того, поскольку юноша напряженно всматривается вниз и у него опущены веки, с нашего ракурса кажется, что у отражения закрыты глаза.
Зеркальное противопоставление светлых и темных цветов у героя и его отражения настолько очевидно, что это, вообще, первое, что бросается в глаза.
Нарцисс видит в воде свою смерть и пытается схватить её. Он уже начал движение - пока одна рука опирается на край берега, другая уже погружается в воду. Еще одно мгновение и он, потеряв равновесие, провалится в бездну, пытаясь схватить мертвеца, притворяющегося его отражением.
При этом, по лицу Нарцисса видно, что он хочет не только обнять отражение, но поцеловать его. Это - поцелуй смерти наоборот: не смерть целует, а человека, а он сам стремится к ней.
Отвергнувший любовь Нарцисс зачарован смертью и стремится к ней. В этом, по Караваджо, проклятие Немезиды. Неспособный увидеть и полюбить другого, видит и любит только себя и свою смерть.
Теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти, очень ценимый Караваджо утверждал, что изобретателем живописи был Нарцисс. "Что такое живопись, если не возможность, посредством искусства, заключить в объятия ту самую водную гладь?" - писал он
Поэтому, художник это - тот, кто отворачивается от мира, чтобы погрузившись в себя найти истину о мире и вытащить её из бездны неизвестного. Это путь навстречу гибели, но в итоге вырастает прекрасный цветок, остающийся с нами навсегда
Полное название картины “Нарцисс ручья” и напомню, что по мифу Нарцисс был сыном речного бога Кифа. Так что, находит он свою гибель почти буквально вернувшись к истокам. И здесь уже начинается столь близкая барокко диалектика единства начала и конца, жизни смерти, реальности и ее отражения.
Мимо такого сюжета конечно, философ-художник Караваджо уже не мог пройти.
Уотерхаус: Эхо Другого
Через три века 1903 году поздний прерафаэлит Джон Уильям Уотерхаус создает картину “Эхо и Нарцисс” (1903) и заметьте, что в названии он ставит на первое место Эхо, считая ее главной, даже несмотря на то, что на самом изображении центральное место занимает смотрящий в воду Нарцисс.
Вспомним вкратце сам миф, в том хрестоматийном виде, в котором его донес до нас (а может и придумал) Овидий.
“Нарцисс был прекрасным сыном речного бога Кефиса. Слепой прорицатель Тиресий предсказал, что Нарцисс доживёт до старости, если не посмотрит на себя. Нарцисс отвергал всех кто в него влюблялся. Одной из них была нимфа Эхо, которая могла только повторять чужие слова. Она была так расстроена его отказом, что истаяла так, что от неё остался лишь шёпот. Он был услышан богиней Немезидой, которая заставила Нарцисса влюбиться в собственное отражение в воде. Он продолжал смотреть на своё отражение, пока не умер” (Вики).
Главная проблема Эхо была еще и в том, что она была вынуждена повторять все чужие в слова, среди которых и постоянные отказы Нарцисса от любви других, в том числе и от ее собственной. И она была вынуждена повторить его отказ ей самой
“Он убегает, кричит: «От объятий удерживай руки!
Лучше на месте умру, чем тебе на утеху достанусь!»
Та же в ответ лишь одно: «Тебе на утеху достанусь!» (Овидий. Метаморфозы)
Нарцисс погиб, зачарованный собственным отражением в воде. Он попытался обнять его и утонул.
Это и было наказание - проклятие богини Немезиды за то, что Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, которая так усохла от горя, что от неё остался только голос.
Такова эта метафора роковой глухоты человека к другому. В доносящемся до нас эхе внешнего мира мы должны попытаться услышать боль других и радость других, а не наши собственные или когда-то внушенные нам представления, имеющие больше отношения к нашим горестям и радостям.
И пока мы будем слышать в эхе чужих голосов лишь отражение своего собственного, мы будем обречены, в качестве возмездия (а Немезида - богиня возмездия) завороженно смотреть на свое отражение до самого конца, так и не услышав Другого.
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день