Найти тему

Две свадьбы в Петербурге...

15 июня 1884 года состоялось венчание великого князя Сергея Александровича и Принцессы Елизаветы Гессен-Дармштадтской. И я снова пишу о них...

изображение из открытых источников интернет
изображение из открытых источников интернет

Над Петербургом плыл колокольный звон. Сегодня венчался брат царя, Великий князь Сергей Александрович. Как ни странно будет это звучать, но подготовка к свадебным мероприятиям велась в глубочайшей тайне. Видимо, иначе было нельзя...

Двоюродная бабушка Эллы (так в семейном кругу называли Елизавету) российская императрица Мария Александровна часто бывала в Гессене. Во время этих визитов ее обычно сопровождали младшие сыновья, Сергей и Павел. Елизавета знала их с детства и поначалу считала их надменными и сдержанными.

Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович.
Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович.

Говорили, что отстранённый и холодный Великий князь Сергей поначалу вообще не произвёл впечатления на Эллу. Однако они, находясь рядом, производили впечатление очень гармоничной пары. Высокие, оба светловолосые и голубоглазые, она - порывистая и застенчивая одновременно - и он - спокойный и не проявляющий чувств - казались продолжением друг друга. Они общались очень по-светски. Но тогда ни о каком предложении руки и сердца речи не шло.

Тем временем слава об Элле Гессенской как об одной из самых красивых молодых женщин Европы уже постепенно приводила к тому, что к ней, воспитаннице её бабушки, английской королевы Виктории, начинали свататься лучшие женихи королевских домов. Она просто обязана была быть счастливой, в том числе удачно выйти замуж. По крайней мере, так считали все вокруг. Неудивительно, что её руки добивались и герцог Баденский, и будущий кайзер Вильгельм. Но Элла всем отказывала.

Она ждала единственного мужчину - принца своей души. Однако возраст девушки уже близился к критическому: ей пошел двадцатый год. И родные принцессы забеспокоились, ведь ещё пара лет, и по меркам того времени она бы считалась старой девой.

Но на одном из семейных вечеров Элла после долгих лет разлуки увидела великого князя Сергея Александровича Романова, друга детства. Встретилась взглядом с этим высоким и привлекательным голубоглазым мужчиной - и уже не смогла забыть. Он и стал её единственным принцем на всю жизнь.

Супруги через 8 лет брака. Фото из открытых источников интернет
Супруги через 8 лет брака. Фото из открытых источников интернет

Испытавшая огромное горе после смерти матери, Элла Гессенская очень сочувствовала Великому князю Сергею, который потерял обоих родителей фактически в течение одного года. Они много говорили об искусстве и литературе, их очень сближала религия, хоть они и принадлежали разным конфессиям. Поэтому, когда Великий князь Сергей сделал ей предложение во второй раз, она согласилась - к большому огорчению своей бабушки, королевы Англии Виктории. После официального предложения руки и сердца Гессенская принцесса на целый год взяла паузу.

Её принц и в этот год её удивлял. Он то присылал редкую книгу, то шутливое письмецо, то вдруг огромный букет её любимых белых лилий. Кстати именно ими, к её изумлённому восхищению, будет украшен и вагон поезда, в котором она приедет в Россию.

Кстати, отец Эллы, великий герцог Людвиг IV, так отреагировал на помолвку своей дочери с Великим князем:

Я дал своё согласие, не колеблясь. Я знаю Сергея с детского возраста; вижу его милые, приятные манеры и уверен, что он сделает мою дочь счастливой.

Николаевский вокзал. Фото из открытых источников интернет
Николаевский вокзал. Фото из открытых источников интернет
"В Петергофе недолго пришлось ждать на станции, скоро подошёл поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта…"

Так потом опишет первую встречу с Эллой Великий князь Константин.

Свадебный проезд от Николаевского вокзала до Зимнего дворца в Петербурге поражал своим великолепием. Великий князь Сергей Александрович возглавлял почетный караул Лейб-гвардии Преображенского полка и вместе со своими братьями сопровождал карету.

Утро 15 июня 1884 года принцессы Эллы началось с долгой церемонии подготовки к свадебной церемонии. Её причесали перед зеркалом императрицы Анны Иоанновны, надели серьги Екатерины Великой. Невеста была прекрасна в платье из серебряной парчи и в малиновой бархатной мантии с горностаевым мехом, с бриллиантовой диадемой и великокняжеской короной.

Кстати, диадема-кокошник была неотъемлемой частью свадебного убора невест дома Романовых, может быть, из-за розового бриллианта в центре, а может быть, из-за общей своей торжественности. Первой эту диадему надела будущая императрица Екатерина Алексеевна, её же она отдала жене сына Павла Марии Фёдоровне, а та, в свою очередь, передала диадему с розовым бриллиантом в центре своей невестке Елизавете Алексеевне, жене Александра Первого. Обычно драгоценности переделывали по современной моде, но эта диадема осталась нетронутой с XVIII века.

Изображение из открытых источников  интернет
Изображение из открытых источников интернет

Венчание состоялось в Большой церкви Зимнего дворца. Православное бракосочетание совершил придворный протопресвитер Иоанн Янышев; венцы держали цесаревич Николай Александрович, наследный великий герцог Гессенский, великие князья Алексей и Павел Александровичи, Дмитрий Константинович, Пётр Николаевич, Михаил и Георгий Михайловичи; затем в Александровской зале пастором церкви Святой Анны также было совершено богослужение по лютеранскому обряду (по закону от жены Великого князя не требовалось переходить в русское православие из её родной лютеранской религии, но она добровольно решила сделать это в 1891 году).

Праздник завершился балом в Георгиевском зале и отъездом новобрачных в их новый дом - Сергиевский дворец, где, по обычаю, молодых встретили с образами Спаса Нерукотворного и Фёдоровской Божией Матери и хлебом-солью на блюде, после чего состоялся семейный обед на тридцать шесть персон, прибывших в свадебном кортеже.

На следующий день после венчания и свадебных торжеств был издан Царский манифест Александра III.

"Возвещая о сем радостном для НАШЕГО сердца событии и повелевая супругу Великого Князя Сергея Александровича именовать Великою Княгинею Елисаветою Феодоровною, с титулом Императорского высочества…"
Высочайший Манифест о бракосочетании Великого князя Сергея Александровича и Принцессы Елизаветы. Фото из открытых источников интернет
Высочайший Манифест о бракосочетании Великого князя Сергея Александровича и Принцессы Елизаветы. Фото из открытых источников интернет

После торжественных событий в Санкт-Петербурге молодожены отправились в свадебное путешествие не за границу, а в подмосковную усадьбу "Ильинское-Усово", завещанную Великому Князю его матерью императрицей Марией Александровной. Здесь они счастливо провели остаток лета, посещая древние храмы Москвы и Троице-Сергиеву Лавру.  Дом в Ильинском стоял на берегу Москвы-реки, с террас открывался чудесный вид на окрестности. Хозяева могли наслаждаться прекрасными видами, свежим воздухом, напоенным сосновым ароматом, совершать пешие прогулки, встречаться с друзьями, заниматься чтением, живописью и плавать на лодке по реке.

Большой дом в Ильинском. Фото из открытых источников интернет
Большой дом в Ильинском. Фото из открытых источников интернет

Великий князь бережно относился к памятному для него имению, детские воспоминания о котором были тесно переплетены с трогательными воспоминаниями о матери. Всё здесь говорило о высоком художественном вкусе августейшей хозяйки. Хорошо знакомый ему с детства дом усадьбы Ильинское был украшен гравюрами и картинами с видами Москвы, Царского Села и Петергофа. Среди ценных произведений живописи при императрице Марии были привезены из Эрмитажа работы мастеров итальянской школы XIV века. В библиотеке находились редкие издания, фотографии, гравюры, книги по искусству... Теперь этот дом стал домом и для его молодой жены.

Великий князь Сергей Александрович дорожил своей женой. Для неё он не жалел ничего и считал её небесным ангелом, которого не должны тревожить мирские заботы. Тем, кто восхищался обилием зеркал в их доме, князь отвечал: "Думаю, ее высочество достойна того, чтобы быть отраженной миллионы раз".

коллаж из открытых источников интернет
коллаж из открытых источников интернет

Почему-то до сих пор принято считать, что Великая княгиня Елизавета и Великий князь Сергей состояли в "белом браке" (жили как брат с сестрой).

-Это неправда: они мечтали о детях, особенно Сергей Александрович. Но была договорённость между ними, которую они честно выполняли. И не нам их осуждать за их обоюдное решение.

Принято считать, что Елизавета Фёдоровна была кротким и тихим ангелом.

-И это неправда. Её волевой характер и деловые качества давали о себе знать с детства.

Говорили, что великий князь порочен и имеет нетрадиционные наклонности.

-Снова неправда. Даже всесильная английская разведка не нашла в его поведении ничего более "предосудительного", чем чрезмерная религиозность.

Их брак был символом любви, уважения друг к другу и высокого долга как перед друг другом, так и перед Россией. Может это и звучит высокопарно, но они вдвоём шли по очень трудной семейной дороге, на которой каждый из них был другому крепкой опорой. И я не идеализирую их. Это мнение тех их современников и родных, которых эта закрытая пара допускала в свои личные отношения, тех, кто мог их видеть вне исполнения ими государственных обязанностей.

А пока остаётся только надеяться на то, что поток неправды, который пока ещё не иссякает в их сторону, когда-нибудь прекратится...

Лайки помогают развитию канала!