Найти тему
Чтобы мозг не уснул

Когда папа вернулся с фронта...

Дети войны…Совсем крошками они столкнулись с невзгодами и тяготами, которые несет война. Эти дети не знали другой, мирной жизни, в которой существуют красивые игрушки и вкусные конфеты. Наверное, родители находили способ порадовать ребёнка. Но оттого, как мало детям того времени надо было для радости, замирает сердце. Чаще всего это были обнимавшие их мамины ласковые руки и сказка на ночь. Но даже и сказку не всегда можно было послушать – ведь мамы работали, чтобы война скорее закончилась, чтобы приблизить Победу. Папа… А папа был на фронте, и все с нетерпением ждали писем с фронта.

Но вот, война, тяжелая и страшная закончилась. Папы стали возвращаться домой. Подлечив свои раны, они тут же включались в работу- надо было восстанавливать страну.

Но папа был дома!

Нина Ивановна Горбачева родилась в 1940 году. Она одна из детей войны, чьё детство прошло в годы войны и восстановления разрушенной страны. С гордостью она рассказывает о своем папе Ракове Иване Дмитриевиче, ветеране войны, труда, неутомимом труженике и человеке, сделавшем немало для своей Родины.

-Моё первое воспоминание о войне, - говорит Нина Ивановна, - это боль. У нас на квартире стоял военный. Он работал в эвакуированном к нам, в совхоз Уранбаш, Смоленском бактериологическом институте. Они изготавливали медикаменты на основе сыворотки, получаемой из крови лошадей. Однажды военный выходил из дома и дверью отрубил мне пальчик. Видно, дверь была тяжелая, а я не успела отдернуть ручку. Пальчик висел на кожице. Я плакала от боли. Потом мне его пришили и на перевязку меня водил папа, который вернулся с войны.

Папа сразу же начал работать. Мы жили тогда в совхозе Уранбаш Чкаловского района, и папу назначили управляющим первого отделения совхоза. Совхоз был большой, богатый. Разводили коров, лошадей, свиней. Папа уходил на работу в 4 часа утра, и приходил в 12 часов. Работа была тяжелой и нервной. Надо было ладить с людьми, к каждому находить подход. В совхозе сажали капусту, свеклу, морковь, картошку. Каждая семья, кроме основной работы, должна была прополоть свою делянку. Не все хотели это делать. Папа всегда находил нужные слова, убеждал людей. Его все уважали. Он был очень ответственный. Отделение всегда перевыполняло план. Рабочие получали премии. И, когда папу перевели на второе отделение совхоза, люди бастовали, не хотели его отпускать. Но мы вернулись. Папа хорошо справился с поставленной задачей: убыточное отделение было поднято за полгода. Из-за работы он много курил.

У папы был конь Гришка. Это был мой друг. Бывало, приедет папа на обед, а я прыгну на коня и вот уже мы с Гришкой несемся по полям! Но я знала, что Гришке надо отдохнуть, да и папе скоро на работу. Поэтому мы быстро возвращались.

Воспоминания о войне были для папы очень тяжелыми. Он не мог смотреть военные фильмы. Став постарше, мы просили его рассказать нам про войну. Папа отнекивался, говорил, что занят или устал. Но иногда, когда у него было хорошее настроение он рассказывал. Так мы узнали, что на войне папа был шофёром.

«Я работал на машине, которая называлась «студебеккер», на ней была смонтирована радиостанция, мы обеспечивали беспроводную связь со штабом армии. Я любил машину, всегда содержал её в порядке.

Однажды я вел свою машину и увидел самолёт, который летел прямо на меня. Выскочил из машины и лёг в окоп. Почему-то я не лёг лицом вниз, а лежал на спине и смотрел на приближающийся самолёт. Он сделал надо мной два круга, снижаясь до предела. Лётчик видел меня, а я – его смеющееся лицо. Но он почему-то так и не выстрелил.

Мы шли по нашей земле то наступая, то отходя назад. Видели много разрушенных городов и деревень. Однажды, в освобожденном селе, где все дома были сожжены и узнать где проходила улица можно было только по остаткам печей с трубами, я вдруг увидел цыганку. Не молодая, но и не старая. Помню, на ней было много платков. Цыганка подошла ко мне и говорит:

- Здравствуй, Иван!

Я подумал, что она называет меня Иван, как всех русских- ведь мы тоже немцев звали Фрицами, ведь Фриц- это немецкое имя Фридрих.

Но цыганка сказала:

-Я тебе говорю, Ваня! Ничего не бойся, у тебя всё будет хорошо. Ты вернёшься домой, у тебя будет ещё двое детей: мальчик и девочка.

Кто-то окликнул меня, я отвернулся на мгновение. Потом хотел что-то спросить у цыганки, но повернувшись к ней, увидел, что женщина исчезла. Напрасно я крутил головой во все стороны: цыганки не было. И я подумал, что может быть она мне привиделась.

Но с тех пор я ничего не боялся, знал, что со мной ничего страшного не случится.»

Отец моей мамы, мой дед, Иван Андреевич Плужников, тоже был на фронте. Папа рассказал о чудесной встрече, которую подарила им с дедушкой судьба.

В разгар войны, в центре боевых действий, их части встретились. Папа, узнав, что дедушкина часть стоит рядом, спросил бойцов:

-Среди вас есть Плужников Иван Андреевич?

И среди бойцов пошла перекличка:

-Плужников, Иван есть? И вдруг:

- Есть Плужников, кто его спрашивает?

- Да это я, Иван, его зять!

Они бросились друг к другу, обнялись и проговорили всё время, что их части стояли рядом. Напоследок они пожелали друг другу дожить до Победы и встретиться дома.

Они оба вернулись домой.

А папиного отца, моего другого деда, на фронт не взяли. Ему было 50 лет. Он несколько раз пешком ходил 30 километров в райцентр, просил:

- Возьмите меня на фронт! Мои дети воюют, а я – дома. Но ему отвечали:

- Ты что, дед! Ты уже отвоевался!

О своих боевых буднях папа рассказывал немного, но вот что написано о нём в наградном листе представления к медали «За боевые заслуги»: «Раков Иван Дмитриевич, рядовой, шофёр 2й роты 992 отдельного батальона связи, представляется к награде медаль «За боевые заслуги». Работая на автомашине марки «студебеккер», на которой смонтирована радиостанция РСБ, обеспечивающая боевую связь с штаармом, на протяжении всего времени наступательных боёв с немецкими захватчиками, машина не имела ни одной аварии и каких-либо остановок, всегда на протяжении всего времени успевала за нач. Штаба корпуса, а при частом отсутствии проводной связи радиосвязь необходима, эти требования выполнялись лишь потому, что тов.Раков своей заботливой и энергичной работой, не смотря на обстрел вражеских мин и снарядов, а так же по бездорожью доставлял экипаж в срок в назначенное время. Достоин правительственной награды медаль «За боевые заслуги». Командир 992 ОБС гв. майор Шарбенко.»

В этих скупых строчках отражена война моего папы, одного из многих солдат, разбивших фашистов.

Папа воевал и с японцами.

Однажды при прохождении Большого Хингана, нужно было ждать сутки, чтобы саперы проложили дорогу. Но папа провел машину над обрывом при спуске 40 градусов, рискуя свалиться в пропасть, потому что связь была нужна срочно. За этот подвиг он был представлен к «Ордену Славы III степени», но получил медаль «За отвагу».

У папы много наград. Он награжден также «Орденом Отечественной войны II степени», медалью «За отвагу» медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года».

Папа вернулся домой в декабре 1945 года.

Немало у него наград и за труд в мирное время.

У нас была поющая, музыкальная семья. Папа отлично играл на гармошке. Мама, смеясь, говорила: «Я вышла замуж за гармошку». У неё был красивый высокий голос. Мама могла вывести любую песню. Свои чистые голоса мы получили от родителей, ведь у меня, как и предсказала цыганка, после войны родились брат и сестра. А ещё мама пекла замечательный хлеб, пироги и плюшки. Я так привыкла к домашнему хлебу, что, приехав с мужем жить в Сорочинск, изловчилась испечь хлеб в обыкновенной «голландке».

Когда папа ушёл на пенсию, он не бросил работать. Устроился на молоковоз, возил молоко с отделений на центральную усадьбу.

Умер мой папа от болезни легких. Ему было 82 года.

Я очень горжусь своими родителями.»

У Нины Ивановны жизнь сложилась хорошо. Она закончила курсы машинописи и бухгалтерии в Оренбурге. Вскоре вышла замуж и в 1961 году молодая семья переехала на постоянное жительство в город Сорочинск. Здесь родились дети: сын и дочка. Свою трудовую деятельность Нина Ивановна начинала в коммунальном хозяйстве машинисткой. Через какое-то время, увидев ее ответственность и старательность, умение работать с людьми, ее назначили на должность заведующей гостиницей, где она проработала 30 лет. Много лет Нина Ивановна была председателем профкома. Она защищала работников, боролась за справедливость. Переняв многое от своего отца, она не могла смириться с нерадивостью, ленью, обманом. Два раза Нину Ивановну Горбачеву избирали депутатом городского Совета. Работала она и народным заседателем в суде.

Муж, Александр, работал сначала в автоколонне, затем главным инженером нефтебазы, а потом начальником ДРСУ. Он очень помогал жене.

Сын Нины Ивановны Горбачевой, Юрий, военный, 23 года отслужил в армии, неоднократно был в горячих точках.

Дочь, Любовь, уже много лет живет в Германии. У Нины Ивановны четверо внуков и трое правнуков.

За свой многолетний и безупречный труд Нина Ивановна Горбачева неоднократно награждалась почетными грамотами, благодарственными письмами, денежными подарками. Она имеет награду «За доблестный труд в ознаменование100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»». Кроме основной работы эта женщина несла на своих плечах множество общественных нагрузок. А в свободное от работы время шила и вязала, создавая настоящие произведения искусства.

Нина Ивановна Горбачева - ветеран труда.

В настоящее время она является членом Президиума Совета ветеранов, председателем ревизионной комиссии и, кроме этого, ведет активную творческую деятельность в нашем коллективе. Без неё не обходится ни одно мероприятие. Нина Ивановна является украшением нашего коллектива. Она дарит всем позитивный настрой своей доброжелательностью и душевным исполнением песен и романсов.

Нина Ивановна-замечательная хозяйка. Она печёт очень вкусные пироги, блины и торты! Любит принимать гостей, всегда им рада.

Мы гордимся тем, что такой прекрасный человек, у которого можно немалому научиться, найти помощь и поддержку находится рядом с нами.

Счастья Вам, Нина Ивановна!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц