Разбираемся в магии, волшебстве и прочих сказках
По результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 31 % людей верит в колдовство и порчу, 33 % доверяет приметам, а рейтинги показывают, что «Битва экстрасенсов» прочно закрепилась в десятке самых популярных передач.
История
Приметы, суеверия, способность видеть прошлое/будущее, исцеление иконами, бабушкино колечко-оберег, места силы, знаки зодиака – всё это детали магического мышления. Это особое представление об устройстве мира, в котором есть место символам, силам или сущностям, возможностям влиять на мир с помощью особых мыслей или ритуалов и тонким взаимосвязям событий, невидимых человеку, который специальными знаниями не владеет.
К примеру, студент хорошо сдал экзамен, когда на нём была красная рубашка. Это вещи, не имеющие под собой общего основания, но человек с магическим мышлением делает вывод, что эта рубашка – счастливая, и имеет смысл надевать её на все последующие экзамены. Это пример ошибочной связи причины с эффектом. И часто всё это делается как бы не всерьёз, но на всякий случай делается.
Корни суеверности уходят в первобытные времена, когда у человека не хватало знаний, чтобы объяснить происходившее вокруг. Волшебство же прекрасно справлялось с задачей всё пояснить и заполнить пробел между причиной и следствием. Многие приметы выросли из реальных магических ритуалов. К примеру, очень популярная колдовская механика – ритуал с вещью человека (принцип контакта). По этой идее человек не теряет связи со всем, что когда‑либо было частью его тела, или с предметами, к которым он притрагивался. К примеру, бросать монетку там, куда хочешь вернуться, – магия из этой категории. Якобы монетка будет притягивать к этому месту бывшего владельца, и он непременно окажется здесь снова.
Другая популярная колдовская механика – ритуал, построенный по принципу подобия. Если сымитировать некое действие в миниатюре, то оно повторится и в реальной жизни. Исходя из этих соображений, язычники занимались сексом на пашне во имя плодородия, колдуны вуду мучили куколок, изображавших их недругов, а современные люди, к примеру, не выкладывают снимки маленьких детей в «Инстаграм», чтобы им не навредили по фото.
В литературе часто встречаются описания, как шаман или колдун наводил порчу, и человек действительно болел и умирал. При этом колдовство совершенно не действовало на заезжих белых людей, потому что они попросту не верили в него. Магия шамана ограничена теми людьми, которые в неё верят. В этом смысле мысль действительно может быть материальна.
Клинический психолог Марина Гудзенко говорит, что у примет и суеверий есть большое культурное значение:
«Это такое же наследие, как пословицы и поговорки, народные песни и сказки – весь фольклор. Это часть коллективного бессознательного, она даёт нам связь с прошлым поколением, ощущение близости к его мудрости и традициям, возможность зафиксироваться на своих корнях. Большинство из примет мы перенимаем в семье, у друзей и других близких людей. Если у человека нет подходящего ритуала и он не способен решить проблему, которая его беспокоит, он может изобрести ритуал сам для себя и даже делиться им с другими».
Психология
Современный человек, несмотря на культ рациональности, науки и технологий, не менее трепетно держится за волшебный мир, чем первобытные люди. Иногда это происходит автоматически, без рефлексии (ненароком взглянуть в зеркало, вернувшись домой за забытой вещью), а иногда это осознанный выбор, как, например, в случае религии.
Если человек способен рационально объяснить себе необходимость волшебства в своей жизни, значит, в этом есть смысл для него и его психики. Основная причина тяги к приметам и магическим ритуалам – чувство тревоги, неопределённости в жизни. Есть вещи, которые мы не в состоянии контролировать, например упадёт наш самолёт или нет, и это отсутствие контроля вселяет страх. Ритуальные действия помогают создать иллюзию контроля, которая убаюкивает психику, – и тревожность проходит.
Чем более тревожное и волнующее событие, тем больше вокруг него плясок с бубнами: свадьба, похороны, экзамены, дальняя дорога. Есть и чисто профессиональные приметы, которые распространены среди людей, чьи занятия связаны с большими рисками и ответственностью. Много суеверий у военных, спортсменов, экстремалов, путешественников.
Некоторые приметы при этом достаточно рациональны. Традиция посидеть на дорожку – хорошая возможность перед отъездом мысленно просканировать квартиру и понять, что ты забыл паспорт или оставил включённым утюг. Если на голову прилетел птичий помёт, то мысль о неожиданных деньгах немного поднимает настроение.
Приметы аккуратно адаптируются под современность и отвечают требованиям нынешнего века. К примеру, есть поверье, что нельзя мыть пол или подметать сразу после ухода человека: заметёшь его обратный путь, и он может не вернуться. Сейчас не рекомендуется и пылесосить – есть риск запылесосить путь домой.
По словам психолога Марины Гудзенко, человек верит в бога в попытке справиться со страхом смерти и неизвестности:
«Вера в этом смысле – очень сильный ресурс для человека. Часто можно наблюдать, как люди становятся религиозными во время тяжёлых болезней или других серьёзных проблем. Человека пугает хаос, и ему трудно принять, что несчастье с ним случилось просто так. К примеру, если человек оказался в инвалидной коляске, то поиск высшего замысла может привести к тому, что он должен заняться благотворительностью и помогать другим колясочникам. Это может качественно поменять жизнь: появятся мотивация и силы вместо бесконечного страдания. Люди, чьи болезни имеют психогенные причины, вполне могут, сильно веруя, исцелиться, прикладываясь к мощам и иконам».
Проблемы
Магическое мышление свойственно детям, для ребёнка мир и его собственное «я» составляют единое целое. К примеру, он захотел есть, и мама его кормит – у ребёнка возникает ощущение, что это он волшебным образом себя насытил. Он не может осознать, что это не в его зоне контроля, а в зоне контроля его мамы. Примерно то же происходит с человеком, совершающим магические ритуалы и следующим приметам. Если фантастические вещи для тебя – часть реальности, то в психологии это говорит об инфантильности сознания.
Вместо того чтобы снизить уровень тревоги, приметы могут его только повысить, начать беспокоить и отвлекать от дела. Это происходит, если человек увидел какой‑то странный знак или забыл выполнить ритуал. Хотя и считать, что всё происходящее в мире зависит от тебя самого, тоже достаточно самонадеянно. Разумно выполнять 50 % своей ответственности и оставить в покое то, что ты контролировать не под силу.
Ещё одна проблема – это та самая иллюзия контроля над ситуацией, которая появляется после ритуала. Это мешает реалистично ситуацию оценить и предпринять что‑то действительно нужное для её разрешения. Так люди начинают вымаливать больных и бегать по знахарям вместо того, чтобы искать врача и способ лечения.
Склонность видеть взаимосвязи между случайными явлениями называется апофенией. Это вполне нормальное явление и в некоторой степени свойственно всем людям. Проблемы начинаются тогда, когда магические действия начинают противоречить здравому смыслу и влиять на жизнь человека, выходя за рамки игры.
Сейчас, поясняет Марина Гудзенко, магические «аттракционы» очень распространены: путешествия по прошлым жизням, трансперсональные полёты, гипноз, эзотерика, родовые исцеления. Возможно, причина как раз в том, что мир весьма упорядочен и рационален, а всё иррациональное притягивает человека. Психика требует эмоций, волнений, исследований неопознанного и непонятного, в этом интересно поковыряться.
«Главное – как это применять. Если человек выходит за рамки, начинает насаждать свои идеи, тратить большие деньги, то это уже проблема. Здесь тонкая грань, и легко из магического мышления рухнуть в патологию, – говорит психолог. –Главный симптом перегиба – отсутствие критичности к своим действиям, слепое и активное следование ритуалам. Как всегда, принесёт лекарство пользу или вред, определяет дозировка».
Приметы, суеверия и ритуалы белгородцев
Лариса:
«Когда я работала в торговле, у нас была примета: деньгами от первой продажи провести по всем товарам – чтобы хорошо продавались».
Дима:
«Смотрюсь в зеркало, если пришлось вернуться домой. Причём это меня раздражает, я пытаюсь избавиться от этой привычки, но не могу. Смотрюсь тайком сам от себя».
Алёна:
«С детства стараюсь делать наоборот, вопреки примете: если чёрная кошка перешла дорогу, спешу быстрее других пересечь её путь. Никогда ничего не делала во время экзаменов. Раньше в этом был какой‑то дух нонконформизма и даже вызов – вот какая я смелая, не боюсь чёрную кошку. Сейчас, если замечаю у себя автоматический ритуал, стараюсь от него избавиться».
Саша:
«У меня есть навязчивые состояния, но в лёгкой форме, они никак не мешают жить. Это приметы, которые я придумала. Например, люблю накалывать на вилку три горошинки. Когда нервничаю, поглаживаю подушечки пальцев. Для меня это традиция: если съем три горошинки, всё будет хорошо. Обычные приметы мне показались глупыми: плевать, стучать, крутиться… Удобнее пощупать пальцы – они всегда с собой, это незаметно и приятно».
Игорь:
«Несколько ритуалов использую осознанно. К примеру, сжать кулачки или скрестить пальцы – общепринятый способ поддержки. Обозначаю для человека, что я с ним. Ещё могу поплевать через плечо. Но тут особенный смысл. Есть методика избавления от навязчивых или неприятных мыслей: связываешь их с каким‑то действием и делаешь установку, что когда его символически выполняешь – то мысли уходят. Я привязал это к плевку через левое плечо».
Полина:
«Когда дочка закатывала истерику, свекровь советовала: «Умой холодной водичкой и вытри подолом – сглазили». Я плевалась и фыркала, но потом эта поганая мысль стала посещать и без свекрови. Фокус в том, что истерила она в те дни, когда мы выкладывали в Сеть фото с ней. Но я избавилась от этой мысли рациональным объяснением: ребёнок плачет, потому что устал, перегулял, ты повезла его на плавание, хотя он плохо спал ночью. Помогает. Теперь, когда дочке плохо, я обдумываю причину и устраняю её».
Ольга Алфёрова