Найти тему
Тайна - это ты

"Сын 28 лет не работает, не учится". О причинах социальной изоляции

"Просто кошмар какой-то. Сын не работает и не учится, каждый день одно и то же. Распорядок дня моего 28-тнего сына: подъем в час дня, быстрый завтрак, рывок к себе в комнату за компьютер, игровая сессия до 17 ч, потом обед или ужин всё вместе, затем опять играем на компьютере до позднего вечера, потом опять еда, потом до трех часов ночи играем, потом сон. И так продолжается уже несколько лет".

Сын психически и физически здоров, но уже несколько лет практически не выходит из дома. Поест, поспит и снова садится за компьютер. Мама в шоке. Понимает, что происходит нечто абсурдное, нездоровое, неадекватное. Ждет, что ещё месяц, еще два - и сын поймет, что нужны перемены. Но проходят годы, а сына по-прежнему устраивает такая жизнь. Маме и папе тяжело, тревожно, грустно. Так много вложили в единственного ребенка, а теперь непонятно, что делать. Живет в социальной изоляции, лично общаясь только с родителями. Взрослый человек, которому немного осталось до тридцатилетия, но взрослых желаний строить карьеру, строить отношения у него нет. Нет и намека на дискомфорт, на осознание проблемы, на стремление к реализации. Просто какой-то кошмар. В современной психиатрии есть такое понятие Extreme Social Withdrawal (ESW) - крайняя социальная изоляция. Человек, будучи вполне здоровым, отказывается от контактов с людьми, отказывается вести обычную социальную деятельность, связанную с учебой и работой.

"Квартира небольшая, у него есть своя комната, мы с мужем живем в гостиной. Мы не богатые, но и не бедные. Его выучили, оплатили учебу в университете, продолжаем обеспечивать, но ДО КОЛЕ?! Все это время он не работает, только играет. Были надежды, что закончив университет, человек пойдет работать, но проработал два месяца. Однажды они поругались с отцом, компьютер полетел в помойку. ЧТО БЫЛО! Я таких истерик не видела никогда".

Причины данного феномена сложны, они включают и современные технологии, когда личное общение заменяется он-лайн взаимодействием, и генетическую предрасположенность, и социально-экономические факторы, и отклонения психиатрического характера. А влияет ли воспитание на способность человека самореализоваться? Недавнее исследование, опубликованное в "Clinical Child and Family Psychology Review" («Обзор клинической детской и семейной психологии"), назвало отношение родителей к ребенку ключевым элементом ESW (крайней социальной изоляции) и менее выраженных вариантов, когда человек не учится, не работает, оставаясь в детской позиции. «В целом можно сделать вывод, что неблагоприятные семейные процессы, похоже, играют значительную роль в развитии и поддержании ESW». Специалисты выяснили, что родителей таких вот детей имели «какую-то психопатологию», поэтому стиль воспитания «характеризуется меньшим количеством общения и сплоченности», что привело к тому, что дети «подвергались вредным практикам воспитания».

"Такое впечатление, что его ничего не интересует, кроме компьютера и интернета. Он даже моется не каждый день, может пропустить примем пищи, но вот игру он никогда не пропускает. Мы с мужем решились, наконец, отселить сына от себя. Сняли ему жилье, планируем перевозить вещи. Просто надоело содержать взрослого мужика. Как думаете, поможет?"

Какие же практики воспитания вредят будущей самостоятельности ребенка? Например, излишняя властность, когда родители с пеленок подавляют здоровую инициативу, осуществляя постоянный контроль и руководство. Раз они лучше знают, то сын или дочь должны слушаться. Перестань его направлять, накосячит, разве это хорошо? Спустя двадцать лет мама и папа готовы наконец отпустить руку: "Дальше давай сам, теперь можно". Оказывается, что сын так взрослым и не стал. Другая вредная практика - чрезмерная снисходительность, когда никакого руководства нет вообще. Ребенок живет без правил, структуры, режима, адекватных требований, без последствий того, что правила нарушает. Нет внешнего направляющего каркаса - не формируются и соответствующие внутренние структуры. Да, нужно признавать, что грамотное воспитание детей не является гарантией того, что у ребенка не будет проблем с
нарушенным мышлением, тревожностью, депрессивностью. Но переход к взрослой жизни определенно тесно связан с тем, как родители относились к ребенку. Очень важен баланс строгости и эмпатии.

Использованы данные источника