Замечали, как себя ведёт манипулятор в ситуациях, когда оправдаться не получается?
Манипулятор, тем более абьюзер, никогда не признает своей вины, даже если пойман с поличным. Он либо всё отрицает, либо огрызается.
Такой приём называется рокировка. Сам термин означает замену фигур на шахматной доске на прямо противоположные позиции. Но в ситуации с манипулятором такими фигурами выступают люди.
Например, некий манипулятор совершил неприглядный поступок. Его уличили и вину доказали. Казалось бы, отступать некуда. Но манипулятор не сдаётся. Вместо того чтобы извиниться, попросить прощения, попытаться чем-то загладить вину — он просто перекладывает ответственность за причины и последствия своего поступка на другого человека. Теперь уже в роли нападающего сам манипулятор. Он обвиняет оппонента во всём произошедшем и требует извинений.
В итоге пострадавшая сторона начинает действительно чувствовать свою вину и просит прощения за чужие ошибки.
Приёмы рокировки
- Нападение вместо защиты. Манипулятор выворачивает всё так, будто его вина стала следствием обстоятельств, спровоцированных другим человеком. Например, манипулятор обвиняет своего партнёра, в том, что тот был недостаточно чуток и сам довёл его до измены.
- Эмоционирование. Это ситуация, когда в ответ на обвинение манипулятор начинает устраивать истерику, чтобы окружающие чувствовали себя виноватыми и пожалели его.
- Заткнуть рот оппоненту. Шквал непрерывных обвинений со стороны манипулятора приводит его оппонентов в замешательство. Окружающие, как правило, в этой ситуации теряются и не знают, как себя вести.
- Унижение оппонента. Например, манипулятор нагрубил своему партнёру. В ответ на упрёки он начинает кричать, употребляя фразы: «Да, на себя посмотри, кому ты нужен/нужна…», «если б ты следил/ла» за собой….» и тому подобное. То есть вместо извинения, манипулятор указывает партнёру на его недостатки, акцентируясь на его комплексах. Таким образом, фокус внимания обвинителя смещается на ущемленное самолюбие.
- Демонстративное дистанцирование. То есть, когда манипулятор понимает, что оправдаться не получится, он начинает демонстративно молчать. Например, партнёр заподозрил вторую половинку в неверности. Вместо того, чтобы, как-то разрешить эту неприятную ситуацию, вторая половинка замыкается в себе со словами: «не подходи ко мне больше, если ты такое обо мне думаешь», «я с тобой не разговариваю». Через некоторое время тишины партнёр уже начинает сомневаться и корить себя, что незаслуженно обидел невинную вторую половинку.
Таким образом, в результате всех этих приёмов уже сам обвинитель начинает чувствовать за собой вину, и первый идёт на контакт с манипулятором, пока тот продолжает изображать обиду.
Автор: Татьяна Колесникова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru