В Донецком государственном университете подведены итоги Международного конкурса студенческих научных работ по лингворусистике «Донецкая весна – 2024», проведённого под эгидой Ассоциации преподавателей русского языка и литературы («РОПРЯЛ») в рамках Дорожной карты по реализации программы сотрудничества и содействия развитию между Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Донецким национальным университетом в 2024 году.
Конкурс проводился в рамках государственного задания «Структурно-функциональные параметры существования и развития русского языка XX-XXI столетий в его региолектном и общеязыковом аспектах» (№ госрегистрации НИОКТР 1023111500001-7-6.2.1;6.2.2).
В финальную часть конкурса «Донецкая весна – 2024» вышли 22 работы студентов, представлявших Донецкий государственный университет, Владимирский государственный университет Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Российский государственный гидрометеорологический университет» (Санкт-Петербург), Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Луганский государственный педагогический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева (г. Чебоксары), Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Жюри Международного конкурса студенческих научных работ «Донецкая весна – 2024» в составе Геннадия Геннадьевича Слышкина, доктора филологических наук, профессора, директора Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности; заведующего научно-исследовательской лабораторией «Лингвобезопасность и психология информационного воздействия» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Светланы Конакбиевны Башиевой, доктора филологических наук, профессора, действительного члена РАЕН, члена-корреспондента РАЕ, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, Заслуженного деятеля науки Кабардино-Балкарской Республики, заведующего кафедрой русского и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова, Марины Федоровны Шацкой, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Виктории Евгеньевны Чумириной, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Ирины Валерьевны Мухачевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, проанализировав работы, поданные на рассмотрение во втором туре конкурса, постановила признать победителями международного конкурса НИР и наградить дипломами следующих студентов:
1 место
Абдуева Дарина Дмитриевна (научн. рук. — проф. Теркулов Вячеслав Исаевич, Донецкий государственный университет): Базовые характеристики аббревиатурной парадигмы, 438 баллов.
Лашко Алина Андреевна (научн. рук. — проф. Теркулов Вячеслав Исаевич, Донецкий государственный университет): Семантическая структура абброконструкта и презентативного дешифровального стимула, 412 баллов.
Шевченко Мария Андреевна (научн. рук. — проф. Теркулов Вячеслав Исаевич, Донецкий государственный университет): Система лексико-семантических групп тематического поля «пища» в донецком региолекте, 401 балл.
Ганина Кристина Владимировна (научн. рук. — проф. Синельникова Лара Николаевна, Луганский государственный педагогический университет): Поликодовый интернет-мем: сущность и специфика, 400 баллов.
2 место
Кузнецова Елизавета Александровна (научн. рук. — проф. Пименова Марина Васильевна, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых): Устойчивые единицы (синкретемы) в тексте «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, 393 балла.
Епифанова Елизавета Андреевна (научн. рук. — доц. Димитриева Ольга Альбертовна, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева», г. Чебоксары): Трансформация фразеологизмов с компонентом «медведь» в современном медиадискурсе, 387 баллов.
Строжкова Юлия Сергеевна (научн. рук. — доц. Сафонова Наталья Николаевна, Сургутский государственный педагогический университет): Демократизация языка СМИ в аспекте культуры речи (на примере анализа медиатекстов информационно-аналитического портала Siapress.ru в 2022–2023 годах), 374 балла.
3 место
Кисова Анастасия Петровна (научн. рук. — доц. Васильева Инга Владимировна, Российский государственный гидрометеорологический университет): Структурно-семантические особенности афористических единиц, 358 баллов.
Малова Елена Николаевна (научн. рук. — доц. Димитриева Ольга Альбертовна, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева», г. Чебоксары): Интерпретация категории времени в медийном кулинарном рецепте (на примере рецептов А. Зимина и Е. Чекаловой в журнале «Коммерсантъ Weekend»), 356 баллов.
Магай Юлия Аркадьевна (научн. рук. — проф. Ежова Елена Николаевна, Северо-Кавказский федеральный университет): Рекламные комиксы как вид визуального дискурса, 327 баллов.
Филюшина Валерия Антоновна (научн. рук. — доц. Сафонова Наталья Николаевна, Сургутский государственный педагогический университет): Новые фразеологизмы в медиапространстве интернета, 326 баллов.
Жюри постановило наградить Почётными грамотами призёров финального тура Международного конкурса студенческих научных работ «Донецкая весна – 2024»:
Номинация «Диалектологические исследования»
Солнцева Мария Игоревна (Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых) «Лексикографическое описание региональной ойконимии (на материале названий населённых пунктов Киржачского района Владимирской области)».
Номинация «Прикладная лингворусистика»
Кормилаева Александра Андреевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского) «Научно-просветительская лекция для школьников об особенностях функционирования топонимов в ономастиконе рассказа И. А. Бунина „Чистый понедельник“».
Бугрова Виталия Андреевна, Маркова Ольга Владимировна, Явникова Юлия Владимировна (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) «Создание интерактивной викторины „Своя игра“ для подготовки к олимпиаде школьников по русскому языку».
Номинация «Социолингвистические исследования»
Олач Дарья Васильевна (Луганский государственный педагогический университет) «Социолингвистический анализ гастрономического дискурса современного ресторанного меню».
Номинация «Лингвокультурные исследования»
Богословская Наталия Александровна (Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского) «Образ Китая в зеркале русского языка».
Номинация «Лингвистические исследования рекламного и медиадискурса»
Рахманина Софья Игоревна (Северо-Кавказский федеральный университет) «Образы мифологических героев в структуре рекламного текста».
Профессор Геннадий Геннадьевич Слышкин так описал свои впечатления от присланных на конкурс работ: «Безусловное одобрение вызывает тот факт, что целый ряд участвовавших в „Донецкой весне“ работ является составной частью крупных прикладных проектов (лексикографических, геймификационных). Вместо написания „ученических“ конкурсных текстов студенты и молодые ученые участвуют в реальных исследованиях, продвигающих имидж русского языка, развивающих российскую науку, повышающих грамотность русскоязычного социума. Хочется от всей души поблагодарить научных руководителей подобных проектов, которые умеют сочетать свои исследовательские интересы с самым важным делом — подготовкой смены».