С апреля 2024 года ввоз иномарок в Россию по «серым» схемам существенно ограничен. Как это повлияет на стоимость автомобилей зарубежных производителей для россиян? Автоэксперт Сергей Логинов прогнозирует рост цен на 20-30%. В ГК Автодом изданию «Нос» рассказали, что корректировка цен на иностранные авто произойдёт только к концу 2024 года и будет разнонаправленной
Так сложилось, что изначально разные понятия «серый импорт» и «параллельный импорт» в практике завоза иномарок в Россию весьма сблизились, рассказал автоэксперт Сергей Логинов:
«Параллельный импорт – это ввоз в Россию разрешённых таможенной службой товаров без разрешения правообладателя и без официальной отгрузки на Россию, с доставкой через третьи страны. В том числе это ввоз автомобилей. То есть, их в теории нельзя ввозить в нашу страну «серыми» схемами, через покупателей-льготников в Белоруссии, через Киргизию и Казахстан, без оплаты таможенных пошлин в РФ. Но на практике в последнее время всё зачастую именно так и делалось».
По словам собеседника «Носа», до апреля 2024 г. весь параллельный импорт автомобилей в Россию шёл через Республику Беларусь, Киргизию, Казахстан, Армению, при этом занижалась покупная цена автомобилей и уплачивались лишь таможенные пошлины указанных стран, которые были в 2-3 раза ниже российских.
«Раньше ценовая разница между автомобилем, привезённым через Киргизстан, и автомобилем, официально привезённым через российскую таможню, была существенной. Для китайского кроссовера Geely Monjaro эта разница могла составлять около 12 тысяч долларов. Но с апреля такая схема ввоза невозможна, пошлины будут уравнены: если ты растаможил автомобиль в Киргизии и привёз в Россию, тебе доначислят пошлину. Поэтому смысла везти автомобиль через третьи страны не будет. Может быть, это не коснётся Белоруссии. Много машин было ввезено до 1 апреля, до введения новых правил и нового утильсбора. Поток автомобилей через Киргизию уже снизился на 90%. Пока не ясно, как рынок будет на всё это реагировать. Надо посмотреть на первый ввоз автомобилей по новым правилам, который в мае-июне», — рассказал эксперт.
После сокращения «серого потока» импортные автомобили в России подорожают на 20-30%, прогнозирует Сергей Логинов:
«Плюс «серых» автомобилей только в том, что они дешевле. Минус – никакой гарантии на авто на территории РФ. Если это, например, китайский автомобиль, ввезённый через Киргизию, то никакой гарантии на него нет, потому что он ввезен без разрешения вендора. Гарантия – большой плюс, за неё в наше время можно и переплатить. Но в случае с Китаем запчастей, кроме расходников, на наших складах нет, у дилеров нет обучения ремонту китайских автомобилей, нет базы, нет номенклатуры по этим запчастям, ремонт все осуществляют, как могут, своими усилиями, не централизованно».
Вступление с 1 апреля 2024 года изменений в порядок растаможивания автомобилей, поступающих в Россию из стран ЕАЭС, скорее всего, не станет драйвером роста цен до середины 2024 года, сказали в ГК «Автодом».
«Большинство производителей не пересматривали свои прайс-листы в текущем ходу, что связано с жесткой кредитной политикой Центробанка, давящей на спрос. В такой ситуации импортеры, решившие сейчас повысить стоимость, рискуют дать конкурентам серьезное преимущество», — пояснили в пресс-службе ГК Автодом.
Вторым фактором, определяющим стоимость, станет динамика курса рубля, отметили в группе компаний:
«Ослабление национальной валюты, как правило, вызывает рост цен на авторынке. При этом нужно учитывать, что ряд импортеров даже в таких условиях могут сыграть на понижение цены. Корректировку стоимости авто следует ожидать в четвертом квартале 2024 года и, скорее всего, она будет разнонаправленной».