Найти тему

Джеймс Рамсботтом: человек, который спас нарциссы

Весна в самом разгаре. В некоторых регионах России уже вовсю зеленеют газоны и радуют глаз цветущие клумбы. Довольно сложно представить себе эти островки живой природы без нарциссов. А ведь их могло бы и не быть. Поэтому самое время рассказать историю Джеймса Рамсботтома, благодаря которому мы имеем возможность любоваться этими яркими весенними цветами.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Трудно поверить, но 110 лет назад нарциссы были близки к тому, чтобы оказаться полностью уничтоженными загадочной болезнью, которая поразила многие декоративные сорта нарциссов — популярных садовых цветов и существенного источника доходов коммерческих садоводов. Производители беспомощно наблюдали, как скручиваются листья их цветов, обесцвечиваются луковицы, а растения увядают и умирают.

Впервые о заболевании нарциссов заговорили в 1887 году на конференции Королевского садоводческого общества (RHS) Великобритании. Так как садоводы-любители, да и профессионалы тоже, щедро одаривали друг друга луковицами и свободно обменивались новинками, они непреднамеренно распространяли и болезнь, которая в скором времени добралась даже до Голландии. В начале Первой мировой войны все сосредоточились на улучшении внутреннего производства продуктов питания и о проблемах цветоводства на некоторое время забыли.

К 1915 году производители нарциссов осознали, что болезнь, о которой было известно уже несколько десятилетий, достигла своего пика, и само существование нарциссов было под угрозой. Считалось, что это грибковая инфекция, но традиционные методы борьбы не помогали — сотни акров посевов нарциссов были потеряны.

В марте 1916 года по поручению Королевского садоводческого общества исследование загадочной болезни корней возглавил английский ботаник Дж. К. Рамсботтом. К этому моменту болезнь нарциссов была известна около 30 лет, но её причина так и не была определена.

Джеймс Киркхэм Рамсботтом. Фото: rhs.org.uk
Джеймс Киркхэм Рамсботтом. Фото: rhs.org.uk

В юности у Джеймса Киркхэма Рамсботтома были проблемы со здоровьем, и врачи рекомендовали ему выбрать профессию, связанную с работой на свежем воздухе. Для начала Рамсботтом устроился работать садовником в Лекарственный сад Челси, а потом, уверенный в своём выборе, в 1911 году продолжил обучение в саду Королевского садоводческого общества в Уисли, где в 1913 году получил высшую оценку на выпускном экзамене. С 1914 по 1916 год Рамсботтом работал помощником редактора журнала Gardeners Magazine, но потом вернулся к исследовательской деятельности.

Что бы помочь Рамсботтому в исследовании, RHS попросило производителей нарциссов прислать образцы поражённых луковиц. И в течение нескольких недель были получены сотни экземпляров со всех уголков Англии. Учёный препарировал луковицы, чтобы получить тысячи предметных стёкол, которые он исследовал на наличие патогенов. Он отметил, что, хотя многие луковицы содержали различные грибковые инфекции, абсолютно во всех проверенных им луковицах была обнаружена нематода Ditylenchus dispsaci. Рамсботтом был уверен, что также присутствующие в луковицах клещи и мухи были не исходным патогенном, а были лишь привлечены гниением, вызванным действием нематоды. Как тогда говорил Рамсботтом:

— Многие производители луковиц рассматривают эту болезнь как «один из даров природы» и полагают, что луковицы в конечном итоге вылечатся сами собой. Достаточно сказать, что если луковицы предоставить самим себе, разведение нарциссов скоро прекратит своё существование.

Найдя причину, Рамсботтом опробовал различные методы лечения, чтобы определить их эффективность против нематоды и влияние на жизнеспособность луковицы. В ход пошли различные жидкие и газообразные химикаты, включая формальдегид. Но в конечном итоге лекарство оказалось намного проще. К апрелю 1917 года учёный обнаружил, что погружение луковиц в ванну с горячей водой при температуре 43°C на 2–4 часа убивает нематоду, но не повреждает луковицу. Он также посоветовал производителям срезать нарциссы выше стебля, чтобы избежать повторного заражения нематодами, перемещающимися из почвы в стебель.

Открытие Рамсботтома спасло индустрию выращивания нарциссов и до наших дней остаётся основным методом лечения этой болезни.

В благодарность за спасение нарцисса производители луковиц из Сполдинга подарили Джеймсу Рамсботтому золотые часы. Учёный также был награжден Мемориальным кубком Барра в 1924 году. Но самым главным признанием его заслуги стало появление нового сорта нарцисса, названного в его честь: сорт Дж. К. Рамсботтом.

Мемориальный стенд в RHS Wisley, посвященный Дж. К. Рамсботтому. Фото: rhs.org.uk 
Мемориальный стенд в RHS Wisley, посвященный Дж. К. Рамсботтому. Фото: rhs.org.uk 

О болезнях и вредителях:

Еда
6,23 млн интересуются