Найти тему
Юлия Тулинова

Как подать жалобу на банк по 115-ФЗ

Итак, рассказываю о порядке обжалования отказов банка от совершения операции, от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжения договора банковского счета (вклада) в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон №115-ФЗ).

Прежде всего запомните, что во всех указанных случаях банк обязан представить клиенту информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения!

Такая информация представляется банком:

- в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами;

- в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения об отказе или расторжении.

Варианты действий клиента банка следующие:

  1. вариант: сразу в суд
  2. вариант: обращение в банк, потом в суд
  3. вариант: обращение в банк, обращение в межведомственную комиссию, потом в суд

Поскольку процедура подачи иска в суд в данном случае обычная, то остановлюсь подробнее на обращении в банк и в межведомственную комиссию.

Обращение в банк, который принял решение об отказе или о расторжении

Здесь необходимо с учетом полученной информации о причинах принятия соответствующего решения представить документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения банком об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Что касается решения банка о расторжении договора банковского счета (вклада), то оно принимается в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операции на основании распоряжения клиента. Соответственно, в данном случае необходимо также представлять документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решений банком об отказе от проведения операций, послуживших причиной для расторжения договора.

Банк обязан в срок не позднее семи рабочих дней со дня представления документов и (или) сведений рассмотреть их и сообщить клиенту:

  • об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо
  • о невозможности устранения соответствующих оснований.

Жалоба в межведомственную комиссию

Если банк исходя из представленных клиентом документов и (или) сведений ответил о невозможности устранения оснований принятого им ранее решения об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее – комиссия).

Требования к заявлению об обжаловании решения банка и прилагаемым документам установлены Положением Банка России от 23 июня 2022 г. № 795-П.

Заявление с документами представляется в Банк России на бумажном носителе либо в электронном виде посредством использования раздела "Интернет-приемная Банка России" на сайте Банка России в сети "Интернет".

Комиссия также запрашивает соответствующий банк, а банк представляет:

  • мотивированное обоснование принятого им решения об отказе, а также
  • мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Общий срок рассмотрения комиссией заявлений, документов и сведений, представленных заявителем, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения.

По результатам рассмотрения всех полученных данных комиссия принимает одно из двух решений:

  • решение об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе;
  • решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения.

Проект решения комиссии готовится Банком России, но обязательно согласовывается Росфинмониторингом.

Решение комиссии направляется заявителю Банком России в течение трех рабочих дней со дня его принятия:

  • по электронной почте в случае поступления заявления посредством использования раздела "Интернет-приемная Банка России" на сайте Банка России,
  • по почтовому адресу заявителя в случае поступления заявления на бумажном носителе.

Желаю Вам никогда не получать от банков отказов!

Юрист по защите онлайн-проектов | Юлия Тулинова

#115-ФЗ #отказбанка #банки #счета #жалоба #онлайн #бизнес #юрист

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц