Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Н. Заболоцкий. 1958 год
В известном стихотворении Н. Заболоцкого можно увидеть намёк на то, что человек осознал присутствие навязчивых тревожных мыслей, далёких от реальности и не приносящих пользы.
Подобные мыслительные привычки могут в запущенных случаях, с психологической травматизацией в анамнезе и с наличием семейной предрасположенности, приводить к формированию обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Как проявляется обсессивно-компульсивное расстройство?
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) проявляется в повторяющихся навязчивых мыслях (обсессиях), которые сопровождаются привычными формами поведения (компульсиями), которые призваны нивелировать эту спонтанно возникающую тревогу.
Тревожные мысли «опознаются» их носителем, как вредные и нежелательные, что вызывает желание от них избавиться. Избавляться человек пытается с помощью ритуальных действий – компульсий.
В рамках ОКР люди могут испытывать непрерывные навязчивые мысли о контроле, порядке, чистоте или безопасности, а затем выполнять повторяющиеся действия или ритуалы, такие как многократная проверка выключения приборов или газовой плиты, закрывания дверей, мытьё рук или устранение "неправильных" мыслей, ментальные навязчивые действия, такие, как подсчет предметов, повторение молитв и прочее. Такие действия совершаются в ответ на появление мыслей, или следуя жестким правилам, самостоятельно для себя установленным, якобы для предотвращения нежелательных явлений или мыслей.
Невротические расстройства – это выученное поведение, зарождающееся, как вредная привычка, в момент, когда реальная опасность ассоциативно связывается с нейтральными, безобидными стимулами, которые впоследствии могут вызывать повышение тревоги.
Таким же образом, привычка совершать определенное ритуальное действие для уменьшения беспокойства часто возникает случайно, если какое-то действие совпало по времени с утишением тревоги, или было ассоциативно с ним связано.
Например, постоянное мытье рук при страхе заражения может выглядеть, как разумное поведение, что сбивает человека с толку, отдаляя понимание того, что это – автоматическая вредная привычка.
Компульсии являются диагностическим признаком расстройства, если они явно не связаны с теми событиями, которые с их помощью пытаются предотвратить, или откровенно чрезмерны.
Тревога при использовании компульсий ситуативно временно уменьшается, но компульсивное мышление приводит к общему повышению тревожности.
Важным диагностическим признаком является большое количество времени (больше одного часа), уделяемого в день на совершение ритуальных действий, что негативно влияет на жизнедеятельность.
В диагностике ОКР стараются отделить от случаев, когда навязчивые действия совершаются под действием каких-либо психоактивных веществ, или вызваны серьезным заболеванием. ОКР часто сочетается в анамнезе с нервным тиком.
Особенность ОКР – руминация, то есть длительное устойчивое движение мыслей на одну тему. Например, мысль «Я сойду с ума!» (это - обсессия) может привести к руминации - формированию компульсивного побуждения длительно обдумывать эту мысль (сохраняя при этом убеждение, что само обдумывание предотвратит это событие). Руминация, при всей видимой значимости для индивида, непродуктивна, то есть не ведет к прояснению ситуации или облегчению состояния.
Ментальные компульсивные действия – стереотипные мыслительные действия по строго определенным шаблонам. Руминации – открытые и разнообразные размышления, часто с религиозным, мистическим, философским или псевдонаучным содержанием.
Один из вариантов ритуальных действий – «заверения». Пациенты часто требуют от других людей многократных заверений в определенных убеждениях, перенося на других людей ответственность за свои решения.
Для предотвращения появления обсессий – тревожных мыслей – люди часто начинают избегать определённых ситуаций, в которых есть опасность зарождения мысли по ассоциации.
Магические и ритуальные действия, направленные на избегание неприятностей, похожи на детские формы поведения, или на приемы, характерные для примитивных сообществ при разрешении конфликта между приближением и избеганием. Именно это указывает на то, что привычка берет свое начало в раннем детском возрасте в результате психотравмирующих событий, вызывающих потребность в том, чтобы справиться с тревогой. Если психологическая травма полностью не обработана психикой на сознательном уровне, она может оставлять за собой флешбеки симптомов, а попытки с ними справиться ритуальным образом предотвращают угасание и делают привычку хронической.
Для установления диагноза ОКР важно, чтобы диагностические признаки наблюдались постоянно, на протяжении не менее двух недель, и значительно нарушали адаптивность к среде и жизнедеятельность.
Для выявления ОКР также используют шкалу Йеля-Брауна – разработку Вейна Гудмана совместно с коллективом сотрудников в рамках деятельности Йельского и Брауновского университетов.
Навязчивые мысли - это потоки мыслей, которые возникают в уме человека без его желания или контроля, рефлекторно, привычно, зачастую без видимой причины. Они повторяются снова и снова, вызывая дискомфорт и тревогу самим фактом своего существования и своей неподверженностью контролю сознания. Слишком мало мы знаем о том, как работает наш биокомпьютер в голове, и рефлексы, дающие о себе знать таким странным образом, вызывают растерянность и предубеждение, что, якобы, с ними ничего нельзя сделать.
Эти мысли могут быть связаны с различными темами, такими как страхи, сомнения, переживания или даже агрессивные мысли. Но больше всего пугает человека та подоплёка, которая лежит в их основе - страх смерти, страх своей хрупкости и подверженности внезапному вредоносному воздействию.
Навязчивые страхи - это тревожные мысли, которые повторяются снова и снова, несмотря на то, что человек обычно осознает их нереальность или неразумность. Это осознание, тем не менее, мало помогает человеку без специального обучения, которое предлагает современная психологическая наука в русле когнитивно-поведенческой психотерапии.
Напротив, осознавая наличие неразумных мыслей с своей голове, человек начинает терять веру в себя, с ужасом допуская мысль, что теперь всегда будет неразумен и беспомощен перед странными артефактами, выдаваемыми на экран сознания глубинными процессами, происходящими в психике.
Например, подобные игры воображения часто включают в себя боязнь причинить вред себе или другим, страхи перед заболеваниями или потерей контроля над собой и жизнью, а также страхи перед социальными ситуациями.
Навязчивые мысли и сопровождающие их повторяющиеся, ритуальные действия значительно затрудняют повседневную жизнь человека и негативно влияют на его самооценку и даже на межличностные отношения, раздражая окружающих.
Эти страхи могут привести к негативным последствиям для психического здоровья и нарушать адаптацию человека к повседневной жизни, если не получают должного внимания и лечения.
Многочисленными экспериментами доказано, что длительная приверженность настойчивым тревожным мыслям негативно влияет на физиологическое функционирование различных отделов головного мозга.
Позитивным выводом из этих экспериментов является понимание, что освоение рациональных мыслительных навыков в общении с собственными тревожными мыслями делает процесс нарушения функций мозга обратимым.
Правда, на первых этапах лечения бывает необходима профессиональная медикаментозная поддержка. Но затем, на фоне улучшения физического самочувствия, весьма желательно освоение приемов работы с мыслями и поведением, разработанными в русле когнитивно-поведенческой психотерапии. Только при этом условии результаты будут стойкими и появится реальная возможность выйти на оптимальный уровень адаптивности и личностного роста.
Для взятия этих сложных социальных рефлексов под контроль необходимо учиться их распознавать и осмысливать, вырабатывая новые, полезные и функциональные мыслительные привычки. Если самостоятельно, с помощью психологической литературы, это не получается, можно обратиться за помощью к профессионалу - психологу.
Терапия ОКР в когнитивно-поведенческом подходе направлена на помощь пациентам в управлении обсессивно-компульсивными симптомами, в уменьшении тревожности и поддержании здоровых стратегий адаптации.
В когнитивно-поведенческом подходе к лечению ОКР используются несколько методов.
- Экспозиция и ресурсирование (метод экспозиции и предотвращения реакции): пациент ставится в ситуации, вызывающие обсессии, и учится удерживаться от ритуальных действий (компульсий).
- Развитие адаптивных когнитивных стратегий: помощь пациенту в изменении негативных убеждений и мыслей, связанных с навязчивыми мыслями и компульсивными формами поведения.
- Терапия поведения: обучение пациента альтернативным способам реагирования на навязчивые мысли, чтобы разрушить их влияние на поведение (как еще я могу уменьшить тревогу, без использования компульсий?)
- Управление стрессом и релаксация: обучение пациентов техникам релаксации для взятия тревоги под контроль.
- Формирование поддерживающей среды (желательно): привлечение семьи или близких людей для психологической поддержки пациента на основе глубокого научного понимания его проблем.
Николай Заболоцкий в своём стихотворении предлагал загружать душу работой, с тем, чтобы не соскальзывать в ОКР. В заключение хотелось бы отметить, что чрезмерная увлечённость «работой над собой» тоже может стать компульсивным поведением, стереотипным и непродуктивным.
Поэтому желательно глубоко проникать в научное знание о природе ОКР, стать специалистом по своей привычке, построить новый сценарий своей сознательной, активной и счастливой жизни, стремиться к постоянному расширению репертуара поведенческих навыков.
Это поможет и легче адаптироваться к изменениям внешней среды, и сознательно управлять процессами, протекающими в собственной психике, ставя их себе на службу, отказываясь следовать вредным мыслительным привычкам.
Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru